Жизнь и смерть топ-модели
На модерации
Отложенный
В последнем номере французского журнала \"Марианна\" опубликован очерк о корейской топ-модели Даул Ким, наложившей на себя руки в ноябре 2009 года. Напоминаются и другие подобные случаи эфемерной славы и трагичного обрыва карьеры...
Дело, оказывается, не только в личных проблемах (у кого их не бывает?), но и в общем функциональном сбое системы подготовки и эксплуатации топ-моделей новейшего образца.
90-е годы – эпоха ярких личностей на подиумах высокой моды – осталась позади, а казавшаяся такой романтичной карьера топ-модели оборачивается тем, что девушки, которым вроде бы повезло, попадают в систему, которую так и хочется сравнить с... соковыжималкой. Какой разительный контраст с разговорами о назревшей \"морализации\" капитализма, которые все чаще звучат в дискурсе Запада!
19 ноября 2009 года в Париже покончила с собой топ-модель Даул Ким. Ее бой-френд пришел к ней домой на улице Альбер-Тома в Х округе и с ужасом увидел, что его подружка… повесилась.
Накануне она оставила в своем блоге последнюю запись: «Здравствуй, вечность!», приложив к ней cвежий клип \"I Go Deep\" британского диджея Джима Риверса. Так ушла из жизни в тот осенний четверг 20-летняя Даул Ким. «Мы даже не поняли, что произошло. Вроде бы она была довольна своей работой», - пожимает плечами работавший с ней агент, просивший не называть его имени.
Что же произошло в жизни молодой женщины незадолго до драмы?
Американская газета «The Daily Beast» не дала точного ответа на этот вопрос, но поведала, что за несколько часов до рокового конца Даул и ее дружок буквально подрались. Газета цитирует диалог в Интернете, которой произошел в то утро между топ-моделью и ее лучшей подругой. Даул рассказала, что произошло: она дала своему дружку пощечину, а он в ответ вцепился ей в волосы.
Но порвать с ним окончательно она не могла. В последний раз, когда они поссорились и разошлись на время, Даул похудела на шесть килограммов. Она весила всего 45 кило и ничего не могла есть.
Выслушав ее, подруга посоветовала ей позвонить матери и вернуться в Корею. Даул отказалась наотрез, сказав, что будет ужасно скучать по своей собаке, а потом резко оборвала разговор: мол, ей нужно срочно заняться уборкой. После чего она повесилась…
«Судя по всему, это было самоубийство, - решили в прокуратуре. - Следствие прекращается». Закрыть дело было не так-то просто, потому что семья Даул отказывалась признать версию самоубийства. В том числе ее отец, один из директоров концерна Samsung.
Тем не менее, показания свидетелей, собранные полицейскими, подтвердили, что «девушка явно чувствовала себя не в своей тарелке» и тяжело переживала психологические трудности, связанные с работой манекенщицы.
В последний раз ее фотография появилась на обложке журнала «Russh Australia» за ноябрь-декабрь 2009 года. На фотографии написано: «More than this». И всё.
…Даул Ким. Родилась 31 мая 1989 года в Сеуле. Размеры: 81-61-85,5. Рост 1,78 м. Особая примета: небольшая татуировка в виде звезды на ладони левой руки. Любит фильмы Клауса Кински и книги Кундеры. Занимается живописью, пишет стихи. С 11 лет вращается в кругах высокой моды. В 15 лет бросила школу. Подруг у нее в школе было мало.
Карьера топ-модели началась в 2006 году, когда ей исполнилось 16 лет: первые фотографии Даул появились в корейском издании престижного журнала Vogue. Годом позже она дефилирует для домов моды Сhanel и Dris Van Noten, становится новым лицом лейбла Moshino… Она позирует для каталога H & M, открывает программу лондонского шоу Duro Olowu, демонстрирует модели Louis Vitton’a и Dolce & Gabbana в Париже и в Милане, в течение двух месяцев ее снимок не сходит с обложки журнала Harper’s Вazaar. В 2008 году японский женский ежемесячник Anan присваивает ей почетный титул «Модель года», а New York Magazine включает ее в список самых активных манекенщиц Недель высокой моды (Fashion Weeks). И наконец, она удостоена еще одной почести: позирует самому Стивену Мейзелу для глянцевого журнала V, а в октябре 2009 года подписывает контракт со знаменитым агентством Nеxt.
«Когда девушку фотографируют такие «киты», как Стивен Мейзел или Майкл Томсон, когда прически ей делает Серж Норман, а макияж Лора Мерсье, у нее есть все шансы появиться на обложках престижных журналов типа Vogue», - говорит наш анонимный собеседник.
Прошлым летом Даул обесцветила свои длинные волосы, потом сделала себе короткую прическу. Мода иногда должна быть вызывающей. В интервью рок-журналу I-D Magazine Даул рассказала: в 18-летнем возрасте ей пришлось доказывать своим родителям, типичным азиатам, придерживающимся весьма строгих нравов, что она всерьез относится к своему делу и что ей не чуждо чувство ответственности… А Людивин-Эмили, помешанная на моде и подробно описывающая образ жизни и привычки идолов в блоге fashion-tribute, наоборот, замечает: «До того, как она покончила с собой, я была уверена, что выступления на подиуме были для нее всего лишь приятным времяпрепровождением».
Мир моды был потрясен известием о самоубийстве Даул Ким. В прессе и в блогах появились сотни откликов о таланте и высоком профессионализме «корейской Кэйт Мосс». Причем это событие воспринималась не только как личная трагедия, но и как функциональный сбой системы. В последнее время гламурный мир подиумов слишком часто приоткрывал завесу над тем, что происходит за кулисами моды, и увидеть там можно было не только роскошь, красоту и элегантную эксцентричность…
В ноябре 2006 года в Сан-Паулу умерла бразильская топ-модель Ана Каролина Рестон. При росте 1,74 м она весила всего 40 кг, и в ее рационе была только мякоть яблок или помидоров. Ее худое, изможденное тело не смогло сопротивляться почечной инфекции, которая перешла в общее заражение организма. Девушка умерла, когда ей было всего 18 лет.
В августе того же года 22-летняя уругвайская топ-модель Луизэль Рамос умерла от истощения прямо во время выступления на подиуме. Говорят, что в последние месяцы она ела только листья салата, запивая их лайт-колой, а за две недели до начала выступлений вообще перестала принимать пищу. Эти драматические события осветили, словно прожектор, проблему «нулевого размера» и вызвали дискуссии об анорексии и ответственности художников-модельеров, искавших в качестве моделей все более юных и худых девушек.
Прошло четыре года, об этих проблемах то ли забыли, то ли привыкли к ним. Решение испанских властей не допускать к участию в дефиле худых, как скелет, девушек не был подхвачен другими странами. Проект французского закона, «запрещающего подбор нарочито худых и анорексичных кандидатов» так и застрял в рабочих столах французского Сената. В Милане, Нью-Йорке и Рио-де-Жанейро организаторы Недель моды вывесили разные хартии и правила хорошего тона, которые никто и никогда не выполнял.
«Последнее слово остается за модельером. Если он нашел девушку с нужными ему параметрами, он готов платить больше. У самых худых больше шансов найти работу». Знаменитые дома моды по-прежнему ищут девушек с «готическими» пропорциями. Черный список продолжает расти…
В 2008 году в Нью-Йорке казахская топ-модель Руслана Коршунова выбросилась из окна своей квартиры на девятом этаже дома № 130 по Уотер-стрит (квартал Уолл-Стрита). Ей было двадцать лет. По свидетельству консьержа, отвечавшего на вопросы Дэйли Ньюс, Руслана была приветливой девушкой и всегда улыбалась.
Когда Даул Ким покончила с собой, у многих журналистов и у ее фанов было неприятное ощущение дежавю. «Беспощадный мир моды оставил после себя еще одну жертву, - писала на другой день Людивин-Эмили. – Когда жизнь молодой женщины обрывается таким образом, важно, чтобы о случившемся узнало как можно больше людей».
Прошлой весной американская топ-модель Сара Зифф, прелестная блондинка с голубыми глазами, ростом 1,80 м, запустила сигнальную ракету, ненадолго осветившую местность. Она и ее дружок придумали себе игру: целых пять лет лет они снимали камерой все, что происходит за кулисами домов моды.
Сначала никто не обращал на них внимания. Камеры двух операторов-любителей останавливаются на девочках-подростках в разных странах. Всем им по 14-15 лет, но работа в адских условиях старит их раньше времени. Они еще не взрослые женщины, а всего лишь нимфетки, манекенщицы, оказавшиеся вдали от родины, от семьи… А главное – они живут за тысячи километров от реальной действительности.
Многие из них потеряли все житейские ориентиры. Они уже не знают, где проходит граница между частной и профессиональной жизнью топ-модели. Все девушки говорят об анорексии, для них это классическая тема. Но некоторым из них открылась и другая сторона профессиональной деятельности: они признаются, что фотографы, злоупотребляя своим положением, склонили их к сексуальной связи.
16-летняя девушка рассказывает, как в агентстве ей предложили… переспать со знаменитым фотографом. «Мир моды – это хорошая школа жизни», - говорит Таня из Беларуси и добавляет: «Мне 16 лет, но я себя чувствую намного старше».
Другая девушка рассказывает, как тяжело ей постоянно слышать замечания о своей фигуре: «Когда тебе говорят: «У тебя слишком округлые бедра», - это звучит как первое предупреждение. Тебя все время оценивают. И нужно всегда быть самой красивой, самой стройной, самой-пресамой… Ох, тяжело это».
В мае прошлого года фильм «Picture Me» был признан лучшим на Миланском фестивале. Его создатели Милан и Сара Зифф вознаграждены за проявленную смелость. Но коллеги в среде моды cчитают Сару предательницей.
Агентства напоминают девушкам: без нас вы никто и не смогли бы зарабатывать столько денег. «Некоторые говорили мне, что мода помогла их семье выбраться из бедности.
Для французов типично – показывать пальцем на тех, кто хорошо зарабатывает», - говорит наш агент родом из Америки.
Конечно, работа тяжелая, особенно для девочек-подростков, которые еще не закончили школу. Их жизнь полна стрессов. Кастинги следуют один за другим. Это все равно что целый день проходить собеседования, чтобы тебя взяли на работу. Иногда им предлагают поработать до 23 часов или звонят домой и предлагают приехать немедленно. Перед каждым новым дефиле приходится вкалывать по три с половиной месяца в режиме нон-стоп.
Они едут дней на десять в Нью-Йорк, оттуда - сразу же в Лондон. Жизнь на бешеной скорости! Зато агентство, как правило, заботится о них: следит, чтобы девушек не слишком эксплуатировали, чтобы никто не пристрастился к наркотикам, не голодал…
Агентства идут на определенный риск. Они вкладывают инвестиции, не зная заранее, станут ли девушки звездами. Конечно, в свои 17 лет они более зрелые, чем те, кому исполнилось 20. В большинстве случаев их короткая карьера заканчивается благополучно. Случай с 19-летней Даул Ким – исключение…
Важно предупредить других… Жеральдина Майе делает это в книге «Мир у моих ног», достоверном романе, героиня которого, бывшая манекенщица, став писательницей, возвращается к судьбе падающей звезды Русланы Коршуновой. Волшебная сказка обернулась историей с трагическим концом.
Руслана, сбитая с толку знаменитым британским агентством, покидает родной город Алма-Ату, бывшую столицу Казахстана. Ей 16 лет, она – умная и красивая девушка. Она покидает свой уголок, затерянный в Центральной Азии, и уезжает на Запад, уверенная, что там исполнятся самые сокровенные мечты и она станет знаменитой и богатой.
И вот Золушка стала принцессой. Она переезжает с кастинга на кастинг, выступает на подиумах Милана, Парижа, Лондона, появляется на рекламе Dior, Marc Jacobs, DRNY и Vera Wang. Нужно выдержать этот бешеный темп, нужно всегда быть в форме, чтобы зарабатывать все больше денег и посылать подарки маме.
Руслана безропотно подчиняется диктату кутюрье. Она ест, как птичка, мало спит, терпит голод, усталость и снимает напряжение, вдыхая кокаин. И успокаивает в письмах семью, что у нее «все в порядке», хотя живется ей не сладко. На публике она держится уверенно, но, оставшись одна, выглядит беспомощной. Русский богач, в которого она влюбляется, бросает ее. Она боится, что о ней забудут, боится, что никто уже не полюбит и не захочет ее. Короче, чувствуется себя бесконечно одинокой…
В тот день, 28 июня 2008 года, Руслана открыла окно и прыгнула в пустоту. Это произошло в 14 часов 30 минут. Профессионалы считают, что ее работа тут не при чем. Просто она была хрупкой и ранимой… как Даул Ким. Некоторые говорят, понизив голос, что у нее крыша поехала. «Мода способна усиливать неврозы, - говорит Жеральдина Майе. - В девушке не прекращается своего рода процесс брожения, и однажды она вдруг решает, что настал ее час, и… на следующий день ее уже нет». Именно так не стало Даул Ким.
Даул была изящной фарфоровой статуэткой, поэтичной и фотогеничной. И тоже, что называется, девушкой непредсказуемой, всегда – «на грани».
В сентябре 2008 года, во время съемок клипа для New York Magazine, ее сняли на видео за кулисами во время дефиле. Вот она болтает с подружками и, понизив голос, признается, что скорее предпочла бы сломать палец на ноге, чем потерять туфлю на подиуме.
А вот рассказывает, что только с третьего раза ей удалось убедить подругу, что она читает Толстого, а не какую-нибудь волшебную сказку. Смеется, вспоминая, как она оставила хорошие чаевые гарсону в кафе, а тот сделал ей козью рожу. Вот такие они, французы…
Потом идут кадры, где она, изнемогая от усталости, откидывается на заднее сиденье такси. Видно, что после изнуряющего выступления на подиуме ей ничего так не хочется, как закурить сигарету.
Она придумала себе прозвище – Даул-монстр. А какой был скандал, когда она запостила на своем блоге серию фотографий с неизвестным парнем, который имитировал любовную сцену с… гитарой!
Скандальным было и название, которое она дала блогу – «I Like To Fork Мyself» (буквально: Мне нравится сидеть сверху), но она говорила, что имела в виду другое: причинить себе боль или покончить с собой.
Даул, худевшая прямо на глазах, коллекционировала вилки. Однажды она поместила в блоге собственную фотографию с вилкой, воткнутой в голову. И написала: «У меня нет никакой депрессии. Я не собираюсь покончить с собой. Я не хочу умирать.»
У нее была депрессия. Она наложила на себя руки. И умерла…
У самой Жеральдины Майе карьера закончилась лучше, чем у Даул и Русланы. Первые шаги на подиуме она сделала в 90-х годах, когда ей было двадцать лет (столько же было Даул в момент смерти) и исполнила прощальный реверанс незадолго до своего тридцатилетия.
«В течение семи лет я занималась карьерой, оставаясь никому не известной… После падения Берлинской стены на Запад приехали симпатичные девушки – всякие Инги, Кати, Верушки. Каждая мечтала о стремительной карьере и больших заработках. Но это были сезонные работницы. Их брали на один-два сезона, а потом выбрасывали, как ветошь».
Ничего подобного не было в карьере тогдашних звезд - Линды Евангелисты, Клаудии Шиффер, Карлы Бруни, Наоми Кэмпбелл, которые диктовали свой закон, свои тарифы, могли позволить себе приехать на кастинг с опозданием, а главное – были предметом всеобщей зависти и грёз.
А сегодня, когда видишь девушек, решивших приземлиться на планете Fashing, становится страшно: им по 16 лет, они высокие, худые, с блеклыми волосами… и не чувствуется в них личности…». Ои живут в плену собственных фантазмов о карьере «звезды».
В июне прошлого года главный редактор британской версии Vogue Александра Шульман уже в который раз подала сигнал тревоги: одежда, которую присылают ей художники моды, становится слишком тесной, чтобы в нее могли втиснуться ведущие манекенщицы. «Мы вынуждены приглашать худосочных девушек, без бедер и грудей – только они могут втиснуться в такую одежду», - пишет Александра Шульман в письме, адресованном известнейшим домам моды Galliano, Prada, Versace, Saint Laurent, Balenciaga, Lagerfeld…
В течение последнего десятилетия гуру планеты Fashion Карл Лагерфельд проповедовал худосочие в моде. «Сегодня «модным» стал точёный силуэт, невероятно худое тело с бесконечно длинными руками и ногами, очень длинной шеей и маленькой головкой. Недопустимы слишком широкие кости», - говорил он совсем недавно.
В разгар споров об анорексии бывший толстяк заявил, словно речь шла о нем самом: «Лучше уж давайте говорить о 25 процентах людей, имеющих слишком большой вес, чем об одном проценте слишком худых!»
Минувшей осенью он снова обратил на себя внимание, назвав «фарсом» решение Андреаса Леберта, главного редактора немецкого выпуска журнала Brigitte, отказаться от публикации фотографий слишком худых профессиональных манекенщиц. «Женщинам с округлыми формами не нашлось места в моде, - отмечал немецкий стилист. – В результате симпатичные полненькие женщины, сидя перед телевизором с пакетом чипсов в руках, считают, что худые манекенщины просто безобразны». Вот такой урок элегантности преподал сам мэтр…
«Лагерфельд превратился в живую икону, столь же неизбежную на подиуме, как и другие топ-модели, - ворчит Жеральдина Майе.
Демонстрацию моды Лагерфельд превращает в парад теней.
Поговаривают, что Даул Ким стала его новой музой. «В ее образах было нечто обесчеловеченное, флиртующее со смертью, - говорит кайзер моды. – Какой-то разрыв с миром и с реальностью».
«Если у вас нет солидного живота и ваша голова не сидит прочно на плечах, вы кажетесь обеспокоенным, встревоженным», - так Лагерфельд комментировал в английской прессе самоубийство Александера МакКуина. Британский кутюрье тоже повесился на прошлой неделе в своей квартире как раз перед началом Недели высокой моды в Лондоне. «Такова мода!»
Даул Ким, главная героиня рекламной кампании сумок Chanel, как-то странно улыбалась на последних фотографиях. «Она выглядела на снимках больной. Это был уже фантом, а не человек», - замечает Жеральдина Майе.
Судя по последним записям, оставленным ею, и по фразам, сказанным близким друзьям, молодая кореянка теряла почву под ногами. Она жаловалась на своего агента, не понимавшего ее проблем. И в то же время отказывалась отвечать на его звонки по смартфону. «А зачем? - спрашивала она одну из подруг. – Чтобы ко мне опять приставали? Да лучше я притворяюсь идиоткой, чтобы они перестали доставать меня днем и ночью».
Даул не раз жаловалась, что она устает от работы манекенщицы, от строгих профессиональных требований и бесконечных поездок. Она хотела жить нормальной жизнью, иметь прочные отношения с людьми. «Я хожу на высоченных каблуках и ношу очень короткие юбки, чтобы скрыть свою депрессию», - писала она у себя в блоге в сентябре прошлого года.
А дальше - длинная запись от 15 октября 2009 года: «Свобода имеет свою цену, но разве только свобода? Эта жизнь делает меня бесчувственной. Ночью наступает отчаянье от того, что все потеряно. Остается лишь это бесконечное одиночество. Такое впечатление, что я стала фантомом».
31 октября 2009 года: «Я думаю, что весь год буду помнить сегодняшний день, когда я спала два часа без чьей-либо или какой-либо помощи. Спала без снов и проснулась счастливой и успокоенной. Я не хочу больше убегать от чего-то, от людей и от самой себя».
19 ноября 2009 года Даул Ким убежала окончательно и уснула навсегда.
Комментарии