Гражданское общество: Тлеющий гнев

На модерации Отложенный

Еще недавно тысячу человек, протестующих на улице стотысячного российского города, можно было считать сенсацией. Но после Калининграда и Черняховска воскресный митинг протеста в подмосковном Жуковском уже не выглядел таким уж многолюдным. Сами организаторы признавались, что надеялись на большее.

Оптимисты связывают недостаточное количество митингующих с холодной и ветреной погодой, пессимисты — с потерей горожанами веры в смысл уличного протеста. Прошел ровно год с тех пор, как на улицы Жуковского вышло более 4000 человек, возмущенных фальсификацией выборов 1 марта 2009 г. Тогда, несмотря на очевидную победу Игоря Новикова, оппозиционного действующему мэру Бобовникову, избирком объявил последнего победителем и под предлогом нарушений отменил результаты голосования по семи избирательным участкам. Уже год команда Новикова тщетно пытается оспорить результаты в суде: заседания откладываются, свидетели не приходят, а время идет.

Еще большие протесты горожан вызывает намерение властей построить дорогу через Цаговский лес. Несмотря на общественные слушания, на которых большинство горожан выступило против вырубки леса, проект, похоже, собираются осуществить.

Кремлю в Жуковском повезло не только с погодой в день митинга. В отличие от протестующих в Калининграде и Архангельске, жители подмосковного наукограда ругали только региональную администрацию и не призывали к отставке Путина. Возможно, все дело в личности Новикова — человека, оппозиционного местным властям, но вполне лояльного властям федеральным.

А может быть, просто не пришло то время, когда горожане напрямую свяжут свои проблемы с политической системой в стране. Так или иначе, но в прошлые выходные плакат с Медведевым на фоне триколора соседствовал с лозунгом «Президент против коррупции во власти!». Организаторы давали понять, что у главы государства еще есть шанс исправить ситуацию, запретив вырубку леса и посодействовав замене навязанной власти на избранную. Ведь верность города, принимающего международные авиасалоны, стоит того.

Но если представители жуковской администрации вздохнули с облегчением, увидев вместо восставшего города относительно скромную толпу (сами они оценили число митингующих в 400-500 человек), то они явно рано успокоились. «Вот увидите, стоит им срубить первое дерево — город взорвется», — говорили люди на улицах. Предрекать это, похоже, так же бессмысленно, как и отрицать такую возможность.

Потенциал народного недовольства в Жуковском таит для российских властей опасность куда большую, чем митинги против повышения тарифов ЖКХ или растущей безработицы. Здесь люди выходят бороться за свои гражданские права, не связанные напрямую с экономической ситуацией в стране. А это значит, что, приведи ситуация к социальному взрыву, погасить огонь народного гнева срочными финансовыми вливаниями, как это было сделано в Пикалево, уже не получится.