Ирак: успешный экспорт демократии

На модерации Отложенный

В Афганистане работе Западной коалиции не видно конца. Население разочаровалось в демократии и не доверяет новым институтам, масштабы боевых действий только увеличиваются, а руководство союзников не очень хорошо представляет себе, как из этой ситуации выбираться: то ли делиться властью с талибами, то ли воевать вплоть до гибели последнего боевика.

В Ираке - другое дело: здесь дела у западной коалиции обстоят бодрее. У союзников, по крайней мере, есть представление о том, как будет функционировать иракское государство после ухода иностранных военных. Получиться должно что-то вроде увеличенной копии Ливана. Чтобы спасти Ирак от распада, его превращают в очень вольную федерацию, по максимуму нагружая полномочиями власти в регионах. Чтобы избежать столкновений на почве религии и национальности, борьбу племенных и сектантских элит стараются загнать в рамки институтов парламентской республики с большим количеством престижных должностей для каждой группировки.

Самым трудным было убедить иракцев, что смотреть политические дебаты и пачкать чернилами бюллетени - занятие не менее интересное, чем стрельба из автоматов и закладка фугасов. К тому же менее опасное, а иногда даже более эффективное. И судя по парламентским выборам, состоявшимся 7 марта, большинство иракцев убедить удалось. Голосование прошло довольно сносно, а по сравнению с недавними выборами президента Афганистана - так вообще идеально.

ОСТАЛИСЬ ЗА СТАРШЕГО

Иракцы уже не первый раз выбирают себе парламент, но в этот раз голосование было особенно ответственное.

Во-первых, в отличие от Афганистана, все пришлось организовывать самим, без помощи оккупантов. С трудом, но получилось, хотя выборы удалось провести с небольшой задержкой - на несколько месяцев позже положенного срока. Слишком долго многочисленные фракции в парламенте не могли договориться, сколько депутатских мест положено каждой провинции, и внести эту формулу в новый избирательный закон страны. Во-вторых, созданному в результате этих выборов правительству придется самостоятельно организовывать не только выборы, но вообще все. Потому что большая часть войск союзников должна покинуть страну уже к концу этого лета, а к концу 2011 г. в Ираке не останется иностранных военных.

Всю меру ответственности иракцы осознали на удивление полно и обеспечили главное условие легитимности выборов - высокую явку. Проголосовать пришли более 60% избирателей. Это несмотря на приведенные в исполнение угрозы боевиков Аль-Каиды: за время голосования только в Багдаде в результате терактов погибло 38 человек, и еще 89 было ранено.

Конечно, 63% - это гораздо меньше, чем 75%, которые голосовали на предыдущих парламентских выборах в декабре 2005 г. Но все могло быть гораздо хуже. В Афганистане за это время явка на президентские выборы упала с 70% в 2004 г., до 30% - в 2009 г. В некоторых южных провинциях переизбирать Хамида Карзая вообще пришло менее 10% зарегистрированных избирателей. А в Ираке - вполне европейский показатель.