\"Единая Россия\": партбилет на стол

На модерации Отложенный

В ближайшие два года лидер партии «Единая Россия» Владимир Путин будет вести себя скорее как ее член, стараясь модернизировать партийный ресурс перед президентскими выборами.

В прошлый четверг, споря с министром финансов Кудриным по поводу увеличения расходов на пенсии, премьер Путин использовал партийную аргументацию: «Когда принимался бюджет, то депутаты Госдумы, и прежде всего фракция “Единой России”, воспринимали этот документ как компромиссный». То есть «Единая Россия» пошла на сокращение некоторых статей бюджета и теперь требует от Минфина встречного компромисса.

В прошлый вторник «Независимая газета» сообщила, что в ближайшие два года «Единая Россия» проведет восемь партийных конференций (вместо съездов) в федеральных округах, председательствовать на конференциях и общаться с региональными элитами будет Путин.

Путину пришлось (или захотелось) фактически возглавить и партийную программу «Чистая вода» — он настоял на формате государственной программы, для которой сейчас придется спешно менять некоторые законы (см. статью на стр. 01).

Премьер начинает прямо позиционировать себя главой партии. Политологи заговорили о том, что началась президентская кампания 2012 г., что крепкая и сильная правящая партия понадобится при любом сценарии — пойдет ли Путин на выборы, пойдет ли Медведев, пойдут ли оба.

Хорошая партия может понадобиться и как инструмент на выборах (законодательный, например), и как средство дополнительной легитимации кандидата, и как страховка для любого уходящего из тандема.

Вопрос в том, что может сделать Путин с «Единой Россией» и насколько эффективен метод срочной ручной настройки партии лидером. Партийный организм попался довольно податливый — сам факт отмены съездов ради региональных конференций говорит об отсутствии сколько-нибудь важного регламента или традиций. Но работа этого организма очень ресурсоемка — финансирование странной программы «Чистая вода» удалось урезать, зато она получит специальный государственный статус. К тому же высказывания других лидеров партии трудно контролировать: Борис Грызлов, например, недавно назвал ударом по государству любую атаку на «Единую Россию».

Крепче связывая себя с таким противоречивым партийным образом, Путин идет на риск — репутационный. Но репутационные риски в России значат гораздо меньше, чем риски нехватки ресурсов.