Дневная красавица Юлия Тимошенко теперь в оппозиции
На модерации
Отложенный
На самом деле, существует не одна Юлия Тимошенко, а, почти как в фильме Луиса Бунюэля \"Дневная красавица\", две.
Одна из них в свое время подавала большие надежды. Она читала умные книги по социальной философии – \"Теорию справедливости\" Джона Роулза, \"Столкновение цивилизаций\" Хантингтона, а еще Юлиуса Эволу и иных не менее продвинутых авторов-метафизиков – и даже хотела написать свою – ну, пусть не \"Український прорив\" (так называлась программа Блока Юлии Тимошенко в 2007 году), а такую, которая бы стала мировым бестселлером и где была бы описана технология успешной инновационной модернизации – \"Ukrajinske Chudo\", по ее собственным словам.
Вторая из этих двух с иронией, а то и сарказмом относится к первой и в течение многих лет выстаивала свою личную империю – структуру, в которой всё-всё-всё было бы \"завязано\" на ней одной.
Сначала она торговала видеокассетами, потом – газом (в те самые \"лихие девяностые\"), причем в таких объемах, что газа точно бы хватило на поддержание адского пламени в течение всего этого времени. Но когда и этого масштаба оказалось мало, пошла на штурм власти – надобно сказать, к огромному неудовольствию политиков-мужчин: почти десять лет о ней ходит присказка, что она – единственный мужчина в украинской политике.
Первая из этих двух Тимошенок была озабочена содержанием, вторая – формой.
Первая пыталась формулировать стратегии украинского развития и даже не побоялась провозгласить солидаризм идеологией своей партии, сколько ее не отговаривали политкорректные советники. Вторая считает, что главное в политике – стиль и харизма лидера, а также преданность избирателей.
Именно поэтому в своих изысканных одеждах она не просто модница – она законодатель моды. Именно поэтому ее визуальная реклама – всегда самая стильная в Украине. Именно поэтому она так нетребовательна к соратникам – о ее партийцах на местах ходят легенды (по которым можно снять не один фильм ужасов).
И именно это и сыграло с ней злую шутку: изысканные белоснежные билборды, на которых Тимошенко вместе с подаренной ей белой бенгальской тигрицей Тигрюлей обещали избирателям райские кущи, усыпили бдительность штаба – возникло ощущение, что ее любят просто так – за то, что она есть, а не за надежду на осмысленную жизнь уже в ближайшем будущем. Тимошенко расслабилась – их противостояние с Януковичем стало не состязанием смыслов и программ развития страны, что было бы очень уместно в условиях мирового кризиса, а войной образов и билбордов.
Известный киевский политолог Дмитрий Выдрин, в свое время побывавший депутатом Верховной Рады от Блока Юлии Тимошенко, но вовремя оттуда эвакуировавшийся, сравнил ее с пчелиной маткой – объектом слепой и биологически обусловленной любви рабочих пчел, которому необходимо только поклоняться.
Именно этой, второй, Тимошенко Виктор Янукович обязан своей победой на выборах: ведь люди-то голосовали не столько за него – человека, словами Задорнова, с \"непредсказуемым прошлым\". Голосовали против нее – именно из-за непредсказуемости ее будущего. Не ее личного, а того, которое она устроит для всей Украины. Многим казалось, что Тимошенко придушит, столь же быстро, как ее Тигрюля – бродячих кошек, главное достижение украинской политики – полиархию, при которой власть не концентрируется в одних руках, как в России, а распределяется между различными элитами, что обеспечивает конкуренцию и реальный политический процесс. Оранжевая революция-2010 за Юлю Тимошенко была невозможна в принципе – именно потому, что она перестала ассоциироваться со \"светлым будущим\". А ведь едва ли не главная задача политика – формировать и поддерживать в сознании избирателей образ будущего.
Возможно, именно поэтому, когда пришел час \"Ч\", вдруг оказалось, что рядом с ней нет вообще никого – что она окружена политическими \"хомячками\" с кастрированной волей. Не энергичными соратниками – генералами политической армии, а курьерами и пажами – рядовыми, сержантами, максимум, прапорщиками. Не участниками \"общего дела\", а \"чучелами\" и \"тушками\", даже если за каждым таким стоит по нескольку заводов, пароходов и телеканалов. И народу – как в том анекдоте, что, мол, и о людях надо подумать – душ по двести (тысяч).
Теперь, когда Юля Тимошенко уже не кандидат в президенты и не премьер-министр, у нее есть новый уникальный шанс: отправить в отставку ту Тимошенко, которая на билбордах с Тигрюлей, и мобилизовать ту, которая когда-то с карандашом читала Джона Роулза, мечтая о справедливой и гармоничной стране.
И в этом смысле она действительно ни на кого не похожа, поскольку ее одиночество имеет и обратную сторону – отсутствие кукловодов. Это о Ющенко можно было пять лет подряд говорить, что на самом деле, за ним стоит Вашингтон и Белый Дом. Это о Януковиче многим россиянам хочется говорить, что за ним стоит Москва и Кремль, хотя на самом деле – Донецк и Ботанический Сад.
Но кто стоит за Тимошенко, кроме нее самой? И в этом – ее колоссальное преимущество над всеми сразу.
Вопрос лишь в том, сумеет ли она его осознать? И, осознав, сумеет ли этим преимуществом воспользоваться?
Комментарии