Медведеву не хватает пространства

На модерации Отложенный

За прошедшие с момента избрания президентом два года Дмитрий Медведев не смог преодолеть коррупцию, но уже получил достаточно широкую общественную поддержку и заложил основу модернизации. Что, правда, не значит, что реформировать российское общество главе государства удастся. К таким выводам пришли эксперты на заседании московского политклуба «Росбалта».

Систематичнее всех к вопросу подведения итогов первых двух лет со дня избрания Дмитрия Медведева подошел глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Он предложил выделить десять главных успехов президента в прошедшие два года, 10 его основных неудач и 10 интриг, под знаком которых пройдут оставшиеся два года его президентства.

Причем к успехам Виноградов традиционно отнес «ожидание перемен», достаточно высокий рейтинг президента, а значит, поддержку значительной части общества и ряд признаков, которые выделяли на этой неделе большинство политологов. В частности – победу в борьбе с госкорпорациями, «перезагрузку внешней политики и ротацию губернаторского корпуса. Но, кроме того, еще «окончательную отмену смертной казни», вопреки позиции большей части общества.

В то же время, большая часть неудач Медведева явно связана с тем, что у него не получилось преодолеть инерцию прошлых лет. Это, разумеется, и недостаточное реформирование МВД, и слабая борьба с коррупцией. Отдельно же Виноградов выделил «фиаско с переходом к профессиональной армии» и даже отставку Гуса Хиддинка с поста тренера российской сборной по футболу.

Председатель правления Центра политтехнологий Борис Макаренко не стал проводить ранжира по пунктам, как это сделал Михаил Виноградов и как это любит делать Дмитрий Медведев. Он лишь выделил два события, которые стали, по мнению эксперта, центральными для первой половины президентского срока действующего главы государства. Ими стали всемирный экономический кризис и война в Южной Осетии. Без них события бы развивались, скорее всего, по «инерционному сценарию», предположил эксперт. Однако в соответствии с желаниями Дмитрия Медведева или вопреки его личным планам и вопреки планам второго российского соправителя Владимира Путина, война и кризис заставили начать серьезное реформирование российского общества и экономики.

И хотя пока лозунгов больше, чем реальных результатов, отмечает Макаренко, уже одно того, что во главе все той же политической системы стоят два человека, а не один, позволяет заметить возникновение некоторого плюрализма.

Принципиально важно и отмеченное всеми экспертами стремление Дмитрия Медведева создавать «свои поля», а не играть на поле Владимира Путина. Правда, это, по большому счету, не новость.

Интереснее, пожалуй, точка зрения, высказанная членом Общественной палаты, юристом и адвокатом Михаила Ходорковского Еленой Лукьяновой. Говоря о тех новшествах, которые Дмитрий Медведев вносит в российское законодательство как профессиональный юрист, а также как раз о создании им «альтернативных полей», где не придется пересекаться со своим соправителем, она предположила, что «вторая команда», то есть окружение Владимира Путина, может не вполне понимать себе масштабы и итоги правовых преобразований, которые производит действующий президент. Они могут иметь крайне далеко идущие последствия, считает Лукьянова, даже несмотря на то, что большая часть реформ пока идет больше на словах, чем на деле.

Теперь же остается ждать – сможет ли нынешний глава государства довести до конца хотя бы какие-то из своих начинаний. Среди десяти интриг второй половины президентского срока Медведева, которые выделил Михаил Виноградов главная – это, разумеется, выборы 2012 года. Однако немногим менее важно и наметившееся постепенное усиление парламентских оппозиционных партий, и, наконец, два таких принципиальных момента, как завершение второго «дела Ходорковского» и реальное воплощение лозунга президента «Свобода лучше, чем несвобода». Вот только как именно понимает этот лозунг сам Дмитрий Медведев, никто из собравшихся на политклуб «Росбалта» с уверенностью сказать бы не рискнул.