Роман Трушечкин: Послегусие
На модерации
Отложенный
Чем в России занимался Гус Хиддинк и с чем мы остались, когда он уехал?
Товарищеский матч футбольной сборной в Венгрии стал поводом подытожить работу Гуса Хиддинка, потому что выход в полуфинал Евро-2008 и невыход в финальную часть ЧМ-2010 – это две полярные точки в амплитуде колебаний команды. Неправильно было бы составлять себе представление о творчестве голландца по тем моментам, когда все было слишком хорошо или очень плохо. А вот теперь в самый раз.
За четыре неполных года фигура Гуса обросла мифами, как днище морского судна – раковинами моллюсков. И теперь, когда мы сушим весла в раздумьях, этот груз должен отвалиться хотя бы частично. Итак, что же мы все эти годы говорили про работу Гуса?
Мы были вправе рассчитывать на то, что Хиддинк будет тренером, не имеющим стилистической, дружеской или долговой связи с разными российскими клубами и группами интересов, вокруг этих клубов группирующихся. Последнюю попытку объединить в сборной представителей разных поколений предпринял Анатолий Бышовец в 1998-м. Его странная лоскутная команда, в которой герои Сеула-88 вроде Добровольского играли рядом со способной молодежью вроде Корнаухова, потерпела шесть поражений в шести матчах. К тому же в сборную не ехали спартаковцы, в то время носители объективно сильнейших в стране футбольных навыков. Романцев, Газзаев, Ярцев и в меньшей степени Семин полагались уже на проверенные кадры, на своих, знакомых им по работе в клубе или сборной.
Хиддинк быстро определился с костяком своего состава и пытался вести собственную селекцию, к изумлению многих, привлекая в команду молодежь, не имеющую практики в своих клубах. Пожалуй, он был вынужден так поступать, ведь тренерский отбор в национальную команду в идеале должен осуществляться на фоне естественной селекции талантов, того объективного процесса, который протекает в национальном футболе без явного воздействия какой-то одной или нескольких влиятельных фигур. Иными словами, течение российской футбольной жизни само по себе должно было снабжать Гуса новыми фигурами для сборной. Но таланты не плыли в руки голландцу, и он сделал попытку взбить воду хотя бы вокруг себя. И перестраивался на марше. Он стал отбирать футболистов в сборную, как отбирал бы их для клубной команды – составлял мозаику игры из хорошо притертых друг к другу элементов. Когда во всю мощь заиграли в Казани защитник Шаронов и нападающий Бухаров, было уже поздно: состав сложился.
В нем на месте левого защитника заиграл Юрий Жирков. Дискуссионная находка Гуса, которую до конца успешной не признал, кажется, ни один российский тренер. При этом Валерий Газзаев, использовавший Юрия на месте левого хавбека, соглашался с тем, что основания для такого хода у Гуса имелись, поскольку в клубе игрок привык не только атаковать, но и обороняться.
Вместе с тем в 2004-м в молодежной сборной у Андрея Чернышова Жирков более чем успешно играл на месте центрального атакующего полузащитника, плеймейкера. Но кто же, во-первых, согласится развивать идеи Чернышова и, во-вторых, куда в таком случае поставить Аршавина? Жирков уже привык быть крайним, и вариант истории, при котором он бы превратился в главную звезду сборной, играющую на ключевой позиции, так и остался умозрительным.
Объясняя присутствие Жиркова на месте защитника, а также появление в этой позиции Билялетдинова, когда Жирков был нездоров, Гус часто говорил, что ему нужен в составе дополнительный атакующий игрок. Потому что Хиддинк раз и навсегда утвердился во мнении: традиционный стиль игры русской сборной – атакующий.
Вообще говоря, стиль игры команды должен быть прежде всего таким, чтобы она побеждала. Но это ничего не объясняющая формула. Как побеждать, если попадается соперник, который и сам готов тебя разорвать? Вроде сборной Испании на Евро. Мы уважаем наших футболистов, но не можем согласиться с тем, что они готовы играть на встречных курсах с любым соперником. А вот Гус, отлучившись в «Челси» прошлой весной, показал: мощнейшей атаке в лице «Барселоны» можно эффективно противопоставить вдумчивое изучение соперника, нейтрализацию его сильных сторон, предельную плотность и самоотдачу собственной игры. Почему же он не научил так играть нашу сборную? Или в «Челси» за сотню лет не успело накопиться столько стиля и традиций, как у нас, чтобы пожертвовать ими ради конкретной победы? Самый простой ответ – у нас нет нужных игроков. Но самый популярный ответ: у Гуса не было времени на кропотливую работу, потому что он редко приезжал в Россию.
Критики Гуса всегда предъявляют ему счет за эти редкие наезды в страну с удовольствием, не забывая ернически включить в него сотни чашек пресловутого капучино. Ясно, что тренер сборной ограничен в своих непосредственных контактах с командой сжатыми сроками сборов перед играми. Критики возражают, что это не мешало Гусу чаще бывать на стадионах, смотреть в деле кандидатов. Но если сборная команда комплектуется по клубному принципу, эти претензии бессмысленны. А поездки Хиддинка в регионы, его выходы на поля Мордовии все-таки смотрелись несколько принужденно. Так большие начальники в белоснежных рабочих перчатках сажают деревья на городском субботнике. Ведь миссия Хиддинка была не дворницкой и не менеджерской, а топ-менеджерской. И еще она была исключительно творческой, поэтому Гус нуждался в свободном времени. Скажу определеннее: 90% времени видимого безделья и 10% времени в недвусмысленной работе – вот совершенно нормальная пропорция занятости для фигуры масштаба Хиддинка при той задаче, которая перед ним стояла. Если вам нужен интеллект и остроумие ходов, не принуждайте человека мыть посуду.
Нам от Гуса осталась команда, в которой футболисты тянутся друг к другу и в человеческом, и в игровом смыслах слова: даже в ничего не значащем матче против венгров наши много играли в недодачу, что приводило к возникновению стихийных комбинирующих групп на разных участках поля. Это приятный глазу футбол, и в своем идеальном воплощении на Евро-2008 он похож на футбол нашей мечты. А мечта не бывает дешевой. Нам осталось ощущение того, что и мы способны на нечто грандиозное. Остались воспоминания о приятном и порядочном человеке. Но проблема в том, что со сборными никогда не получается строить на том фундаменте, который заложен предшественником. А стройка, учитывая планы выиграть ЧМ-2018, нас ожидает помпезная.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции GZT.RU
Комментарии
В РОССИИ НАДО ПИТЬ ВОДКУ-КАПУЧИНО НЕ ПРОЙДЕТ
Но весь сыр-бор обсуждения заключается не в этом, а в том, что планка ожиданий самими БОЛЕЛЬЩИКАМИ невольно была поднята до таких высот, до которых сборная не дотянулась, но и НЕ ОБЕЩАЛА. Замечу, Хиддинк тоже не обещал выиграть чемпионат Европы или мира (как некоторые). Необоснованно высокие ожидания - результат желаний части болельщиков, которые теперь склонны в чем-то укорять Хиддинка.
Хиддинк сделал приемлемый результат и он останется в истории отечественного футбола как один из лучших тренеров сборной!