Москву наказали Сталиным

На модерации Отложенный


Сталину в Москве висеть – решил мэр Москвы Юрий Лужков и объявил об этом во вторник на заседании столичного правительства. Я бы и сам с ним согласился, если бы речь шла о генералиссимусе, а не о его портретах. Но повесить хотят именно портреты, что масштабу личности товарища Сталина и его роли в истории, конечно, не соответствует.

Более всего в скандале оказалась виновной пресса. «Вакханалия возникла в СМИ», — отметил Лужков. По его словам, как сообщают РИА «Новости», СМИ исказили намерения столичных властей и создали впечатление, что город будет буквально «завешан» большими портретами Сталина. «Мы сделаем это в соответствующих пропорциях», — успокоил Лужков, имея в виду размещение плакатов со Сталиным на День Победы.

По моему мнению, и один маленький портретик Сталина в самой глухой российской провинции — это уже слишком много даже для такой большой страны, как наша. Потому что, если подлить каплю цианистого калия в кастрюлю борща, то добровольно это кушать не будет никто, как бы утешительно мала не была концентрация яда.

«Я не являюсь почитателем Сталина, я являюсь почитателем объективной истории», — на всякий случай объяснил свою позицию Лужков. Объяснение в духе времени. «Сталина нельзя выкинуть из истории нашей страны», — говорят мечтающие о возвращении в СССР коммунисты. «Он — часть нашего прошлого», — соглашаются с ними на все готовые правительственные чиновники и сервильные политики.

Действительно, почему бы не увековечить память тех, кто когда-либо каким-либо путем отметился в отечественной истории? Независимо от грехов или заслуг, подлости или геройства. Например, поставить памятник убийцам семьи Николая Второго — хоть и злодейство, но ведь исторического масштаба! Можно вспомнить про генерала Власова, хоть и вставшего под немецкое командование, но сыгравшего свою коллаборационистскую роль во Второй мировой войне. Какая теперь разница, что за роль, главное — что в истории.

Тем более многие считают его роль «неоднозначной» — точно так и про Сталина говорят.

А Андрей Чикатило? Его тоже необходимо увековечить. Он хоть и серийный убийца, но свой след в истории оставил. По крайней мере, в истории криминалистики. В учебниках про него пишут, в Википедии он есть, имя его все еще на слуху. Кто-нибудь знает фамилию хотя бы одной из его жертв? Нет. А его все знают, потому что — история. Конечно, до Сталина ему далеко, на его совести всего с полсотни человеческих жизней, а не миллионы, ну так и увековечить его можно как-нибудь скромненько. Для объективности истории. Был Чикатило в нашей истории? Был. Из песни слов не выкинешь.

Обязательно вспомнить про наркомов Берию и Ежова. Не забыть про Малюту Скуратова. Да и других мерзавцев поискать — мало их разве было в долгой российской истории? А какой это веселый азарт — ставить памятники не за заслуги перед обществом, а за умение прославиться! И, конечно, соблюдать «соответствующие пропорции»: большой всесоюзный негодяй — 10 стендов размером метр на полтора; маленький серийный убийца — скромный потрет на доске почета у родной районной управы.

«Мы должны иметь иммунитет, когда из нашей истории вычеркиваются личности», — весьма мутно заключил столичный градоначальник на вышеупомянутом заседании правительства. Наверное, только совместный консилиум филологов и психоаналитиков сможет расшифровать эти слова мэра. То ли призвал не болеть, когда из истории вычеркивают личностей; то ли предложил стоять насмерть, когда кого-то хотят вычеркнуть. Одним словом, иммунитет — слово хоть и не понятное, но красивое!

Сдается мне, у Юрия Лужкова во всей этой истории свой персональный интерес. Скажут потом — ведь был же мэр в Москве! Кто-то считал его вором и коррупционером, кто-то — строителем дорог и выдающимся московским пасечником. Фигура, как говорится, неоднозначная. Но все-таки фигура и какого-нибудь памятника достоин.