Стратегические сыроварни для иностранцев
На модерации
Отложенный
Разработан пакет поправок в закон о порядке осуществления иностранных инвестиций в стратегические предприятия России, который будет внесен в правительство до конца первого полугодия. Представители Федеральной антимонопольной службы и бизнес-сообщества обсудили эти новации за \"круглым столом\".
По словам заместителя руководителя ФАС Андрея Цыганова, поправки не несут доктринальные изменения. Они также не касаются сферы недропользования, хотя более половины всех ходатайств о стратегических сделках связано именно с получением права пользования участками недр федерального значения. Поправки, касающиеся недропользования, сейчас отдельно разрабатываются министерством природных ресурсов и минэкономразвития. Цель обсуждавшихся вчера предложений, по словам представителей ФАС, - совершенствование порядка предоставления ходатайств, его либерализация и сокращение сроков оформления сделок.
В частности, предлагается несколько сократить перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Как показала практика, в этот перечень попали и такие виды деятельности, которые реально не влияют на безопасность страны.
В первую очередь речь идет о деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств, по техническому обслуживанию таких средств, а также по предоставлению услуг в области шифрования информации. ФАС готова вывести из-под действия этой нормы банки, использующие шифровальное и криптографическое оборудование. Бизнес-сообщество, со своей стороны, предлагает расширить список исключений, добавив туда кредитные организации и участников рынка ценных бумаг.
Возможно, в пакете поправок появятся и другие исключения из перечня стратегических видов деятельности, предлагаемые некоммерческим партнерством \"Содействие развитию конкуренции\". Во всяком случае Андрей Цыганов согласился, что эти предложения довольно убедительны. Речь о деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний. В действующем законе нет градации такой деятельности по группам патогенности возбудителей. В результате приравнены, например, оспа и дрожжи, используемые в сыроварении. Получается, и то и другое одинаково опасно, поэтому и то и другое требует особого разрешения. Антимонопольная служба готова согласиться, что в законе о порядке осуществления иностранных инвестиций в стратегические предприятия следует оставить только работу с возбудителями 1-й и 2-й группы патогенности, то есть представляющими реальную опасность.
По мнению специалистов ФАС, предлагаемые изменения позволят вывести из-под излишнего контроля примерно 10 процентов сделок, никак не влияющих на безопасность страны.
комментарий
Правительство намерено практически в два раза сократить перечень стратегических предприятий. Из него, заявил накануне премьер-министр Владимир Путин, будут исключены около 240 обществ и унитарных предприятий.
Какие именно предприятия могут лишиться стратегического статуса, пока точно не известно. Окончательное решение по этому поводу сокращения стратегического списка должен вынести президент.
Судьба некоторых объектов уже не раз обсуждалась в правительстве, и предварительная принципиальная договоренность об их исключении из списка есть, рассказал директор департамента имущественных отношений минэкономразвития Алексей Уваров. Ранее сообщалось, что из перечня будут исключены пакеты акций некоторых морских и речных портов, пароходств, судоходных компаний, аэропортов.
Сокращение стратегического списка, рассчитывают в правительстве, позволит оперативно принимать решения по привлечению инвестиций. Напомним, что недавно первые лица государства объявили о возобновлении масштабной приватизации, в том числе - и для пополнения бюджета. Ранее сообщалось, что в этом году для приватизации может быть предложено 230 унитарных госпредприятий и 450 акционерных обществ.
В это число не входят полтора десятка стратегических компаний, о возможной приватизации которых неоднократно писали СМИ. За их счет доход от приватизации в 2010 году может вырасти с 18 миллиардов до 55 миллиардов рублей. Однако проданы они могут быть лишь после того, как лишатся стратегического статуса.
Впрочем, исключение из перечня не означает немедленную приватизацию. Дальнейшая судьба этих объектов будет определяться правительством с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Так, часть федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов) после их исключения из стратегического списка может быть акционирована и впоследствии войти в состав холдингов.
Перечень стратегических предприятий, напомним, был утвержден президентским указом еще в 2004 году. В список попали компании, которые занимаются производством продукции, работ или услуг, которые имеют стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан. Изначально в перечне было более 500 ФГУПов и 549 АО - прежде всего предприятия ОПК, а также организации, имеющие важное инфраструктурное значение.
Но впоследствии список не раз менялся. При подготовке последних предложений по сокращению списка принимались во внимание несколько критериев, рассказывает Уваров. Учитывалась, например, доля государства в уставном капитале акционерных обществ и степень его влияния. Если доля государства менее контрольной и нет особых оснований для сохранения организации в перечне, то такая организация предлагается к исключению из перечня, говорит собеседник \"РГ\". Еще один критерий - наличие конкурентов на рынке и рыночная ориентация продукции и услуг. Во внимание также принимались масштаб организации и ее значимость, включая среднесписочную численность работников и финансовые показатели. Кроме того, учитывались будущие управленческие решения в отношении отдельных организаций - например, перспективы их включения в интегрированные структуры.
В то же время стратегический статус сохранят более 200 компаний - в основном предприятия ОПК и инфраструктуры.
Комментарии