Шарашка \"Немецкая слобода\"

На модерации Отложенный

«Нам нужна новая «Немецкая слобода», – заметил Сурков, рассказывая о том, что же, собственно, он собирается создавать. Выходит, через триста лет после Петра мы еще даже не прорубаем окно в Европу, а лишь создаем маленькую иностранную колонию, из которой в дальнейшем вырастут высокие технологии?

Вообще-то довольно трудно найти какое-то сходство между Силиконовой долиной – американским символом открытости миру и Немецкой слободой – своеобразным анклавом посреди отсталой допетровской России. Однако Суркову удалось все увязать в одном проекте. Его детище должно в будущем развиваться при определяющем воздействии государства, создающем спрос на интеллект примерно так же, как создавал его Петр. Но при этом сурковский продукт должен породить не крепостническую Россию с сильной армией и примитивными мануфактурами, а высокие технологии XXI века.

Получится? Уверен, что получится. Причем именно в том виде, в каком все получается у Владислава Юрьевича.

На первый взгляд кажется, будто менее подходящую фигуру, чем Сурков, для создания российской «Силиконовой долины» трудно было подыскать. Наука в союзе с производством – это ведь не «Родина-Пенсионеры-Жизнь». При развитии высоких технологий требуется, чтобы реальный продукт выходил, а не просто гудок. Над реальным продуктом Владислав Юрьевич, увы, никогда не работал, хотя – отдадим ему должное – гудок всегда давал мастерски.

Впрочем, по зрелом размышлении все же следует признать, что и в новой своей ипостаси первый замруководителя кремлевской администрации явно оказывается на своем месте. Для прояснения данного вопроса давайте вспомним популярный анекдот благословенных 1970-х гг., ярко иллюстрирующий различия между сталинской, хрущевской и брежневской экономическими системами.

«Наш паровоз вперед летит»… к победе коммунизма. Вдруг машинист обнаруживает, что рельсы впереди отсутствуют. Выходит из вагона эффективный менеджер (как сказали бы нынче) товарищ Сталин и отдает приказ: машиниста расстрелять, а помощника машиниста поставить на его место. Приказ выполнили – спустя час-другой рельсы каким-то образом появились.

Поезд двинулся в светлое будущее. Теперь в нем едет Хрущев. Однако через какое-то время рельсы опять кончились. Никита Сергеевич отдает приказ: разбираем путь позади и перекладываем вперед.

Худо-бедно поехали. Хрущева сменил Брежнев. И вот в какой-то момент опять возникает старая история. Вышел из вагона Леонид Ильич, поглядел в светлые дали, слегка погрустил, а потом вынес решение: рассаживаемся по местам, задергиваем занавески и начинаем раскачивать вагоны – делаем вид, что едем.
Нечто в этом роде собирается сейчас осуществить Сурков в области высоких технологий.

Причем, судя по тексту интервью, он даже не сильно скрывает от читателей свои истинные намерения.

ОБРАЗ ЖЕЛАЕМОГО ЗАВТРА.

«Пусть каждая крупная компания выберет свое направление и создаст кластер, и в нем возникнут такие отношения, которые будут порождать инновационный продукт и приводить к его коммерциализации. А тем временем будет строиться комплекс… В итоге может выжить немного – допустим, штук 10 проектов, пригодных для пересадки во вновь создаваемый комплекс», – отмечает Сурков.

Полагаю, что именно так все и будет. Власть объяснит десятку ведущих российских компаний (в том числе госкорпорациям), что каждая из них должна облюбовать себе серьезный инновационный проект и создать спрос на результаты его деятельности. Конечно, компаниям такого рода проекты сегодня не слишком интересны, о чем, кстати, откровенно говорит Владислав Юрьевич («обменял ведро нефти на бутылку водки – и отдыхай»), но правила игры ведь у нас с 2003 г. существуют совершенно понятные. Никому из олигархов (равно как никому из государственных менеджеров) и в голову не придет проигнорировать мнение начальства. Зарабатывают олигархи с менеджерами на экспорте ресурсов и на распиле того, что образуется в результате этого экспорта, однако доступ к государственной кормушке регулируется начальством, а потому его разумные пожелания всегда разумно удовлетворяются.

Итак, каждая из крупных компаний возьмет себе по проекту. Ученые, которые попадут в эти проекты, неплохо подзаработают. А когда будет получен инновационный продукт, «Первый канал» со всеми многочисленными каналами «Россия» распропагандируют успехи так, что любому бомжу в отдаленных уголках нашей родины станут очевидны успехи медведевской модернизации.

Десяток звучных проектов можно реализовать без всякой Силиконовой долины в обыкновенной шарашке имени Лаврентия Павловича. Особенно, если возможные убытки крупные компании возьмут на себя. Никто ведь не проверит, действительно ли высокие технологии сурковского проекта рентабельны, или же они были освоены не для коммерческого использования, а для совершенно иной цели.

Впрочем, о шарашке речи, конечно, не идет. Не те времена. И эффективные менеджеры эффективны иными способами. Все участники десятка отобранных для нашей Силиконовой долины проектов будет чрезвычайно рады в нем оказаться. Их благосостояние существенно улучшится. Рады будут и люди, которым расскажут с телеэкрана об успехах высоких технологий. Они почувствуют гордость за свою страну.

Правда, к модернизации вся эта история никакого отношения не имеет. Но это уж не вина Суркова. Он – специалист по совершенно другим вопросам.