Олимпиада-2010. Шапки на льду

На модерации Отложенный

Трезвые голоса говорят, что нынешняя Олимпиада вовсе не провальная, а реальная и показывает натуральное состояние российского спорта.

Скажем больше: она показывает реальное состояние нашего общества. Любой из нас, пользуясь всего лишь десятью пальцами рук, охотно перечислит: здравоохранение, милиция, Саяно-Шушенская ГЭС, результаты ЕГЭ, горящие клубы – продолжить список поражений?

И с чего бы вдруг олимпийские победы?

Мне привычно возразят: а как же в Советском Союзе, когда список был длиннее и безнадежнее, а медалей – все-таки больше. Да, скажу я, и в области балета мы тоже были впереди планеты всей… Работает ли сегодня эта схема флюса, когда, кроме достижений Родниной и ракет средней дальности, нечего было предъявить городам и весям?

Кроме того, и в довоенном, и в послевоенном СССР основная мотивация подготовки спортсменов связывалась с массовой военной подготовкой, что символически выражалась в значке ГТО (готов к труду и обороне) и в образе спортсмена – ворошиловского стрелка. Уже позже, уже на нашей памяти в брежневские времена победы и золотые медали спортсменов использовали, пытаясь доказать на мировой арене преимущество того, чего не существовало.

Впрочем, история вопроса любопытна только историкам. Важно, что в современной России на месте распавшейся старой спортивной системы новую не выстроили. Какое-то время стригли купоны «с затонувшего корабля» – золото зарабатывали спортсмены, воспитанные советской системой. А то, что мы увидели в Ванкувере, нужно записывать исключительно на свой счет.

В 2000 году в Петербурге проводили чемпионат мира по хоккею. И под этот чемпионат, в котором наша сборная проиграла чуть ли не латышам, возвели Ледовый дворец. Весь город (так же как сейчас с «Охта центром») боролся за то, чтобы на деньги, собранные для возведения этого монстра, построили бы 30 крытых коробок по дворам, где мальчишки гоняли бы шайбу. Но нет, конечно же, нет: большой проект – большие деньги!.. Сейчас Ледовый дворец – концертная площадка. Слава Богу, хоть оптового рынка не устроили.

Что теперь-то слезы проливать?

Пойте, пляшите в ледовых дворцах…

Чуда обновления спорта не произойдет ни на гнутых пальцах, ни на детских обидах на предвзятое судейство, ни на смене начальников, ни на инвестициях, даже если их большая часть попадет непосредственно на спорт.

Будете смеяться: модернизация. Современный биатлонист, лыжник, хоккеист – это результат такого же сложнейшего технологического и управленческого процесса, как производство, например, «Опеля». Оборудование, трамплины, трассы… об отсутствии которых нам который год рассказывают наши выдающиеся спортсмены. Мы производим такие же олимпийские победы, как производим автомобили, электростанции, как убираем снег на улицах – продолжать список? В конце концов, если не обойтись без допинга, то надо строить современные лаборатории, чтобы наши допинги не отличались от зарубежных аналогов.

Если не будет модернизации, не будет побед. Когда выигрывал советской спорт, соревновались действительно в физической силе и физической подготовке. Сегодня – нет. Сегодня это вопрос технологий: даже форма и ее цвет, менеджеры, психологи, организация досуга спортсмена, его здоровья…

Откуда? С чего бы вдруг все это появилось в одной избранной отрасли?

Фиговым листом рекламного билборда насчет «наших родных» не прикрыть того факта, что наш спортсмен вынужден «закидывать шапкой» там, где его конкуренты располагают новейшими достижениями науки и техники. A propo хочется заметить и про «наших родных». Сюсюкающий пиар выглядит сейчас особенно неуместно: люди поехали на работу, и работу выполнили плохо. Может, им тоже пора определиться: разъезжать по телевизионным шоу, болтаться по светским приемам, торговать подмышками в рекламе или сконцентрироваться на своей основной задаче? Впрочем, сейчас найдется много желающих перевести стрелки на исполнителей…

Также не буду повторять банальностей о значении спорта для здоровья населения и имиджа страны. Гораздо интереснее на примере спортивной индустрии, которая у всех на виду, а результаты – наглядны и обсуждаемы, увидеть, что происходит со страной.