Турецкое общество лихорадит от противостояния
В Турции после допроса освобождены двое высокопоставленных военных - бывшие командующие военно-морскими и военно-воздушными силами страны. Их обвиняли в подготовке государственного переворота в 2003 году. На скамье подсудимых еще остаются несколько десятков военных.
\"Конфликт между правительством и армией страны должен быть урегулирован в рамках конституции и закона, при этом необходимо не допустить дискредитации государственных институтов\". Эти строки из сообщения пресс-службы президента Турции – единственное, что общественность узнала об итогах трехчасовой встречи за закрытыми дверями, в которой, кроме президента Абдуллы Гюля, принимали участие премьер-министр Тайип Эрдоган и начальник генштаба Илькер Башбуг. Глава правительства добавил, что встреча была приятной, однако наблюдатели отметили, что сам он выглядел озабоченно. Военный руководитель с прессой не общался.
Встреча понадобилась после серии арестов высокопоставленных военных – как действующих, так и отставных. Из пятидесяти военных суд на сегодняшний день оставил под арестом двадцать – им предъявлено обвинение в подготовке государственного переворота. В числе прочих были взяты под стражу два действующих и три отставных адмирала, три генерала в отставке.
Кадры, когда людей в штатском, но с офицерской выправкой, ведут под конвоем, стали уже привычными в турецком эфире. В январе одна из местных газет опубликовала серию материалов о том, что в 2003 году группа офицеров подготовила так называемый \"План Кувалда\". Он предусматривал организацию двух взрывов в мечетях, что вызвало бы хаос и дало бы повод для введения чрезвычайного положения в стране.
В четверг целый день продолжались допросы бывших командующего ВВС Ибрагима Фертина и ВМС - Оздена Орнека.
Они отрицают не только свою вину, но и саму возможность существования заговора, однако следствие утверждает, что записи \"прослушки\" телефонных переговоров и найденные документы свидетельствуют об обратном.
Армия традиционно пользуется большим авторитетом в стране. При этом, начиная с 1960 года, военные уже четырежды смещали неугодные правительства и приводили к власти своих людей. Предполагаемый путч должен был состояться через год после того, как к власти пришла умеренно-исламистская Партия справедливости и развития Реджепа Тайипа Эрдогана. Теперь правительство, вдохновленное успехами в экономике, решило продемонстрировать, что Турция – не только секулярное государство, как провозгласил Ататюрк, но и государство, свободное от господства военных, которых критики иронически называют \"пашами\", как в Оттоманской империи.
С 2007 года в Турции идет процесс против оппозиции по делу заговорщиков \"Организации Эргенекон\", по которому проходят около двухсот человек - политики и журналисты, адвокаты, военные, полицейские. Однако среди арестованных не было военачальников такого ранга, как теперь.
Турецкое общество лихорадит от зрелища открытого столкновения главных политических сил – правительства, за которым стоят исламские круги, и военных, представляющих светскую элиту.
Аналитики опасаются, что сегодняшняя встреча, возможно, не привела к прочному консенсусу и восстановлению доверия. Лучшим барометром политического шторма стали биржевые индексы – турецкие ценные бумаги подешевели более чем на процент.
Комментарии