Дмитрий Шушарин: науку побеждать
Шарлатаны при власти – с дипломами и патентами – постепенно становятся если не главными героями публикаций в СМИ, то фигурами весьма заметными.
И в этих публикациях удивляет и даже раздражает одна деталь. О происходящем пишут как о чем-то неожиданном, возникшем и существующем маргинально, вне связи с такими явлениями, как преследования ученых по ложным обвинениям. Или как увольнение руководителя Росздравнадзора Николая Юргеля за то, что он прислушивался к мнению независимых экспертов при подготовке одного закона с высокой коррупционной емкостью.
Между тем происшедшее с господином Юргелем и расправа с Игорем Сутягиным -это качественно одно и то же. Тут различие лишь в суровости репрессий.
Ученый, эксперт, человек знающий – называйте как хотите – не принадлежит сам себе, подозрителен по определению и должен находиться в состоянии страха. Дело Сутягина недаром было сфабриковано в самом начале путинского правления, подобно тому как в самом начале советской власти была организована высылка интеллектуалов за границу. Ведь \"философский пароход\" - название более чем условное. И было их два, и высылали не только морем, и вообще философы составляли меньшинство. Больше всего было врачей, так что наглость профессора Преображенского – всего лишь фантазия литератора Булгакова.
Так вела себя власть тоталитарная в самом начале своего существования. Власти же нынешней, неототалитарной, это не годится. И так уезжают. Вот сажать – это да. Не массово. Зачем? Да и пусть себе Общественный комитет защиты ученых работает: от него ни вреда, ни пользы.
Ну хорошо, применительно к Сутягину и другим репрессированным ученым это понятно. Но какая связь с увольнением Юргеля? Прямая. Такая же, как между высылкой специалистов во всех областях научного и технического знания в 1922 году и делами Промпартии и прочих инженеров-вредителей, врачей-убийц, историков-фальсификаторов, генетиков-шарлатанов, кибернетиков-шаманов, да и экономистов тоже, причем уже не \"буржуазных\" – вспомним \"ленинградское дело\" и судьбу Николая Вознесенского.
Когда уж совсем припекало, тогда, конечно, шарашки выручали. Но ведь и атомную бомбу первыми создали не в нацистской Германии и не в советской России, а в демократической Америке. И в постшарашечную эпоху, во времена могучего советского ВПК, Кремниевая долина так и осталась в Калифорнии, в Сибирь не телепортировалась. А плановая экономика по своей переимчивости оказалась несопоставимой с японской.
Да, исторические параллели рискованны, но технические приемы управления в обществе тоталитарном и неототалитарном (пусть даже и в стадии зарождения, когда еще неясно, состоится оно или нет) в сущности одни и те же. И их последствия тоже.
Место экспертов занимают холуи, место ученых – шарлатаны и проходимцы. И это происходит во всех областях знания. Петрик – это же не просто сам по себе Петрик. Это суверенный Петрик. Лысенко эпохи суверенной демократии.
При советской власти связь проходимцев с идеологическим оформлением режима была очевидна. Если высоконаучными были труды Ленина-Сталина и Краткий курс истории ВКП(б), то чего же было ждать от других. И мотивация проходимцев была очевидна – чем ближе к власти, тем жирнее паек.
Мотивация осталась прежней – чем ближе к власти, тем круче бизнес. Но вроде как бы ничего подобного прежнему идеологическому диктату нет. Однако сохранилось другое – постоянно снижаемая интеллектуальная планка власти. На фоне сегодняшних идеологических изысканий даже суверенная демократия кажется чем-то вроде трудов Бухарина по сравнению даже не с Кратким курсом, а с сочинениями учащихся школ для детей с ограниченными возможностями. Не физическими. Право, не знаю, как выразиться политкорректнее: эта проблема всегда возникает при чтении дежурных рассуждений о консерватизме на сайтах \"Единой России\" и ее \"Молодой гвардии\".
Но и это еще не все. Программа КПСС могла обещать коммунизм к 1980 году (вместо вторжения в Афганистан и Московской Олимпиады), но на большевицких сходняках не принимали программных документов с пустыми листами. А план Путина и Стратегия-2020 именно таковы.
Деградация власти идет стремительно. Поэтому и объявляются ученые врагами модернизации. Правда, тогда уж совсем непонятно, что же имеется в виду под этим термином.
А ничего – лишь бы сказать хоть что-нибудь. И под это дело слупить. Вот и вся идеология власти, вот и вся технология ее эксплуатации проходимцами с дипломами и без таковых. Нынешнее государственное устройство России - самое простое и откровенное за всю ее историю. Даже в самые отчаянные сталинские времена речь шла о порабощении науки, ее унижении, эксплуатации. Сейчас же она просто становится не нужна. Особенно все эти академические и университетские автономии, экспертные советы и прочая дребедень.
Ну а как может быть по-другому, если государством и обществом можно манипулировать с помощью политтехнологий, игнорируя принципы, законы и опыт управления цивилизованных стран. Значит, и с законами физики можно не считаться. Сначала вокруг начальников вертятся игротехники и политтехнологи, а потом уже приходят изобретатели вечного двигателя.
Нынешнее положение науки в России не является отдельно взятой проблемой, а потому, как ни надо выступать в защиту репрессированных ученых и изобличать проходимцев и их компаньонов-покровителей во власти, этой проблемы не решить без переустройства всей системы государственного управления.
Комментарии
\"Единая Россия\" в Думе - протестует против национализации общественно важных объектов, предлагает благодарить воров за \"спасение промышленности\" и пинками прогоняет специалистов и академиков, пытающихся говорить о происходящем в стране. Ни много ни мало - сценка из Салтыкова-Щедрина.
Это произошло в минувший четверг, 11 февраля, в Госдуме на парламентских слушаниях, посвященных законодательной базе по обеспечению безопасности на промышленных объектах. Депутат-коммунист Валентин Романов был участником слушаний.
Вел слушания первый заместитель председателя думского комитета по промышленности «единоросс» Валерий Драганов. Благосклонно, не перебивая, он выслушивал «единороссов», выступавших с либерально-реформаторских позиций. Но ужом завертелся, когда к трибуне вышел коммунист Николай Коломейцев, потребовавший национализировать промышленные объекты повышенной опасности. Драганов кинулся его комментировать:
Слово взял доктор технических наук, крупнейший энергетик РФ Виктор Васильевич Кудрявый. С большой болью начал говорить о том, что энергетика уничтожена, а ответственность за это лежит на той политической силе, которая утвердила законы по «реформированию» единого энергетического комплекса страны.
Драганов его обрывает: «Вы входили в состав правительства», мол, не забывайтесь. Куд рявый: «Я говорю правду, как профессионал, уроки Саяно-Шушенской ГЭС подтвердили наши прогнозы». Драганов вновь обрывает ученого. Покрасневший от возмущения Кудрявый с трудом сдерживается, покидает трибуну...
Выступает академик Самвел Самвелович Григорян, автор 300 всемирно известных научных трудов, член 15 иностранных академий, особо почитаемый в Китае. Он объясняет, как Китай добился рывка в экономике, промышленности, и негативно оценивает происходящее в РФ. Драганов обрывает Григоряна: «Завершайте!» Григорян: «Я не уйду с трибуны, пока не договорю». - «Отключите микрофон», - выкрикивает Драганов. Академик: «Я буду говорить без микрофона». И продолжает пояснять, почему Россия оказалась в таком состоянии. Драганов командует: «Включить микрофон». Академик, собрав волю, продолжает речь. Драганов требует от академика «удалиться». Григорян: «Не удалюсь». Драганов: «Тогда я прекращу заседание». Академик: «Что хотите, то и говорите, я профессионал, а вы - никто». В зале - шум, крики «позорище!».
А почему ученые в знак протеста не покинули слушания? Должно быть, потому как это все равно ничего бы не изменило.
"Когда уж совсем припекало, тогда, конечно, шарашки выручали. Но ведь и атомную бомбу первыми создали не в нацистской Германии и не в советской России, а в демократической Америке."
++++++++++
Данный господин посмотрел бы на список ученых которые сделали самый большой вклад в разработку бомбы и увидел бы, что большинство ученых были выходцами из Германии. Хотя зачем смотреть писаки уже собой затмили все власти и науку прихватили.
Читая только Солженицина историю не познаешь, шарашки начали упразнять уже с 43 года, а к 49 их уже не стало. Да разработка ядерной бомбы не велась в шарашках.
*******
"Даже в самые отчаянные сталинские времена речь шла о порабощении науки, ее унижении, эксплуатации. "
---
Для сравнения зарплата профессора была раза в 1,5 меньше зарплаты Сталина- это одна сторона. Другая при не выполнении задания партии, могли и по этапу отправить, правда такого понятия, как распилить бюджет тогда не было.
\"Сейчас же она просто становится не нужна\" - очень точно.
Такой сдвиг сознания демократов сам по себе интересен. Понятно, что Манхэтенский проект это никакая не демократия, и роль государства в серъезной науке всегда была велика. Но нынешний режим, способен только пилить!
Академическая(точнее фундаменталная) наука это важная , но все-таки надстройка над остальной экономикой. Без нормальных дорог и с убитым сельским хозяйством, она действтельно не нужна.