\"Единая Россия\" вспомнила о Православии

Необходимость оздоровления духовно-нравственной атмосферы в обществе как ключевая предпосылка эффективной модернизации экономики и преодоления в ней кризисных явлений наконец начинает осознаваться и лицами, ответственными за принятие политических решений. По крайней мере, такой вывод можно сделать, ознакомившись с документом «Нравственная основа модернизации», подготовленным Национальным институтом развития современной идеологии к заседанию партийных клубов «Единой России» по вопросу нравственности, которое состоялось 13 февраля. Текст документа попал в распоряжение «Московского комсомольца».

Тезисно общая идейная направленность этого аналитического материала сформулирована в заголовках его основных подразделов: «Православие как нравственная основа модернизации», «Патриотизм – это гражданская религия современного общества» и «Работать на Россию!». Причем в качестве эпиграфа к первому из них были выбраны слова Патриарха Кирилла: «Модернизация – это нравственный императив».

Разработчики документа напоминают о том, что, согласно Конституции, «никакая идеология не может быть признана государственной идеологией». Тем не менее, они отмечают, что «люди в стране и народ в целом не могут чувствовать себя комфортно психологически при отсутствии или размытости политической мифологии». Вот почему аналитики указывают на необходимость выстраивания «прочного духовно-нравственного основания», которое должно сопутствовать модернизации.

«В России в его основе лежит этика Православия, неотъемлемую часть которой составляют ценности патриотизма, соборности, служения общему благу», – отмечается в документе. По данным «МК», в создании материала принимал участие замсекретаря президиума Генсовета «Единой России» Юрий Шувалов. По информации газеты, документ «Нравственная основа модернизации» был принят в качестве базиса для дальнейших внутрипартийных дискуссий.

Своими размышлениями по поводу доклада поделился сопредседатель Общероссийского общественного движения «Народный Собор» Владимир Хомяков:

– Очень радует, что не прошло и трех лет, как власть заговорила словами нашего Движения. Именно с этих позиций мы критиковали разработанную «Единой Россией» «Стратегию-2020», в которой отсутствовала нравственно-духовная и культурная компонента, где даже не упоминались такие слова, как «ценности», «нравственность» и «духовность».

Мы уже давно говорили (слава Богу, это, кажется, сегодня понимает и власть) о совершенной порочности запрета на государственную идеологию, которая содержится в нашей Конституции. Это – одно из самых слабых мест нашего Основного закона. Потому что отсутствие идеологии подразумевает отсутствие собственной проектности. А раз нет собственных ценностей, значит, нет и национальных целей. Единственное, что остается стране, – это прицепляться к чужому «паровозику» в качестве вагончика с ресурсами и идти, куда он повезет.

Кажется, теперь приходит понимание того, что у России есть собственный путь и ценности.

Это не может не радовать. Очень хорошо и то, что в качестве ценностей названы не какие-то абстрактно изобретенные «общечеловеческие» суррогаты, а то, на чем основывалась вся наша культура, мораль и этика. Это Православие и православные ценности и подходы. Очень хорошо, что власть заговорила такими словами, как «соборность» и «служение общему благу». Это – правильные вещи, которые всегда лежали в основе.

Что касается цитаты из Руссо относительно «патриотизма как гражданской религии», то я бы не очень увлекался такими словами, как «гражданская религия», потому что такой подход подменяет собой религию как таковую. Дескать, у вас – Православие, а у нас будет патриотизм. Абстрактного патриотизма не бывает. Патриотизм может быть любовью «к березкам», к территории, государственной власти, народу или его культуре и т. д. В общем, это понятие впитывает в себя массу разных компонентов.

То, что сегодня власти поворачиваются к православным ценностям, очень важно. Надо просто сделать следующий шаг, на который они пока, как мне кажется, не готовы. Для того, чтобы быть последовательными, следует сделать так. Во-первых, признать, что частное не может быть выше общего, – точно так же, как малое не может быть выше большого (частью которого оно является). Соответственно, частное благо, права и интересы не могут быть выше общего блага, прав общества как коллективной личности и ее интересов. При этом наша Конституция часто ставит частные права и интересы выше общественных.

Затем нам нужно понять, что материальное не может быть выше духовного в России. Заученная нами с детства марксистская установка на то, что «бытие определяет сознание», в России не действует. На этом обжигались все реформаторы, которые пытались взять нечто готовое. В России как раз направленность сознания определяет бытие.

Наконец, очень важно, что в документе упомянута соборность общества в качестве одной из православных ценностей, которую собираются взять на вооружение. Это – очень позитивный шаг. Хотя те, кто это писал, вполне возможно, еще не до конца осознают, что такое «соборность». В своей основе соборность предполагает восприятие общества как расширенный вариант семьи. Соответственно, в нем должны действовать такие императивы, как «справедливость» (брат брата не обманывает), «солидарность» (не может быть чужих детей, стариков или бедняков, которые умирают от голода) и – третий момент – это «сопричастность». По принципу «или у всех сразу будет – или у всех сразу не будет». Нельзя, чтобы у одной группы было полное счастье, а у другой его не было вовсе. Так не должно быть в соборном обществе. Например, Родина, суверенитет, права: либо они есть у всех, либо их нет ни у кого.

Очень хорошо, что власть начинает мыслить в духовных категориях. Дай Бог, чтобы эта тенденция нашла продолжение, а не оказалась очередным пропагандистским шагом «Единой России». К сожалению, есть чувство, что полного и глубокого понимания пока еще нет. Но хорошо, что хотя бы сделан первый шаг в правильном направлении, и это можно только приветствовать.