Врагу не сдаётся наш гордый \"Варяг\"

На модерации Отложенный

В ночь с 8 на 9 февраля 1904 года, когда в Порт-Артуре уже гремели орудия, грохотали взрывы и лучи русских прожекторов метались по темной воде в поисках атакующих японских миноносцев, в 260 милях южнее, над корейским портом Чемульпо, сгустилась напряженная тишина.

В свете ярко пылавших на берегу костров на городскую пристань высаживались японские войска, а на рейде среди иностранных кораблей рассеялись японские крейсеры и миноносцы, державшие под прицелом своих орудий и торпедных аппаратов русский крейсер “Варяг” и канонерскую лодку “Кореецром 9 февраля командиры находившихся в Чемульло французского крейсера “Паскаль”, английского “Тэлбот”, итальянского “Эльба” и американской канонерской лодки “Виксбург” получили уведомление японского контр-адмирала Уриу о предстоящем нападении его эскадры на русские корабли. А в 9.30 на борту “Тэлбота” командиру “Варяга” капитану 1 ранга В. Рудневу вручили ультиматум японцев: “Варяг” и “Кореец” должны покинуть порт до полудня, или они будут атакованы на рейде.

В 11.10 на русских кораблях прозвучала команда: “Все наверх, с якоря сниматься!” — и через десять минут “Варяг” и “Кореец” дали ход. При медленном прохождении мимо английского, французского и итальянского крейсеров музыканты “Варяга” исполняли соответствующие национальные гимны. В ответ с иностранных кораблей, на палубах которых выстроились во фрунт команды, неслись звуки русского гимна. “Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть!” — писал потом командир “Паскаля” капитан 1 ранга Сенес.\"картинка\"
1 – Знак ордена Георгия четвертой степени лейтенанта П.Г. Степанова, участника боя «Варяга» и «Корейца» с японской эскадрой при Чемульпо в январе 1904 года

2-3 – Медаль за участие в бою при Чемульпо. Лицевая и оборотная стороны. Медаль «За бой “Варяга” и “Корейца”», 27 января 1904 года при Чемульпо. СПб монетный двор, 1904 г. Медальер А. Ф. Васютинский. Серебро 16,96 г. Диаметр 30 мм. Учреждена 5 июня 1904 года. Медалью награждали членов экипажей крейсера 1-го ранга «Варяг» и мореходной канонерской лодки «Кореец», участвовавших в сражении с японской эскадрой 27 января 1904 года при Чемульпо. Великий князь Георгий Михайлович 9 июня 1904 года заказал Санкт-Петербургскому монетному двору изготовить 697 серебряных медалей; 5 июля они были отчеканены и представлены Императору Николаю II на утверждение, а затем переданы в Главный морской штаб для вручения награжденным.

И действительно, невозможно было сомневаться в исходе этого боя. Русскому бронепалубному крейсеру и устаревшей канонерской лодке японцы противопоставили пятнадцать боевых единиц: броненосный крейсер “Асама”, бронепалубные крейсеры “Нанива”, “Такачио”, “Чийода”, “Акаси”, “Нийтака”, посыльное судно “Чихайя” и восемь миноносцев. Против русских двух 203-мм и тринадцати 152-мм орудий и семи торпедных аппаратов готовились вести огонь четыре 203-мм, тридцать восемь 152-мм орудий и сорок три торпедных аппарата — более чем тройное превосходство!\"картинка\"
Капитан \"Варяга\" Всеволод Фёдорович Руднев.

Японцы поджидали “Варяга” и “Корейца” в 10 милях от Чемульпо, скрываясь в шхерах за островами. В 11.45 “Асама” с дистанции 7-8 км открыл огонь. Спустя две минуты загремели орудия “Варяга”, и закипел беспощадный артиллерийский бой, продолжавшийся ровно час. 1105 снарядов выпустил за этот час русский крейсер, нанеся тяжкие повреждения “Асаме” и “Такачио”. Но какой ценой достался урон, нанесенный врагу!\"картинка\"
Неизвестный герой

“Я никогда не забуду потрясающего зрелища, представившегося мне, — вспоминал капитан Сенес, поднявшийся на борт “Варяга” сразу после боя, — палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения”.

Из двенадцати 152-мм орудий осталось только два, а из двенадцати 75-мм — пять, все 47-мм пушки выведены из строя. Но самым ужасным было то, что из состава команды, находившейся на верхней палубе, выбыла почти половина — 45%. О продолжении боя не могло быть речи. Соглашаясь с мнением военного совета, Руднев приказал разместить раненых и команду на иностранных кораблях, а “Варяга” и “Корейца” уничтожить...

Так закончился знаменитый бой “Варяга” — крейсера, судьба которого оказалась драматически связанной с судьбами русских, японских и американских крейсеров.\"картинка\"

Храм Спаса на Водах.

В наше время уже мало кто знает, что Православный храм Спаса-на-Водах – уникальный памятник погибшим морякам во время русско-японской войны 1904-1905 гг. – был построен на берегу Невы, на углу Английской набережной и Ново-Адмиралтейского канала в 1910-1911 гг. на народные пожертвования. Его строительству предшествовало образование в Санкт-Петербурге небольшого кружка лиц, поставивших задачу добиться «высочайшего разрешения» на это благое дело. Кружку покровительствовал контр-адмирал Н.М. Яковлев – начальник Главного морского штаба, доклад императору Николаю II с проектом строительства представил министр внутренних дел, статс-секретарь П.А. Столыпин. «Согласен и всецело сочувствую мысли увековечить память погибших моряков», – собственноручно начертал император на докладе 22 ноября 1908 г.
15 мая 1910 г., в день 5-й годовщины Цусимского сражения, была осуществлена закладка храма. Ее освящение произвел епископ Вологодский Никон. В углубление закладной доски королевой Греции и великой княжной Ольгой Константиновной был положен солдатский Георгиевский крест.\"картинка\"
Герои Чемульпо

14 сентября 1910 г. на купол возведенного храма был поднят и установлен золоченный крест, в силуэте которого отчетливо просматривались стилизованные штурвал и якоря. 29 июля 1911 г. в день памяти великомученика Пантелеимона, считавшегося с петровских времен покровителем русского флота, из Адмиралтейского собора св. Спиридона в храм Спаса-на-Водах в сопровождении моряков 2-го Балтийского экипажа было торжественно перенесено знамя Квантунского флотского экипажа, спасенного в Порт-Артуре в 1904 г.\"картинка\"
На берегу Ирландского моря, в шотландском посёлке Лендалфут, округ Южный Эйршир, 8 сентября 2007г.

был торжественно открыт мемориальный комплекс, посвящённый легендарному крейсеру «Варяг». В специальные капсулы, которые заложены в пьедестал мемориала, собрана земля из разных уголков России, так или иначе связанных с судьбой «Варяга». Её собрали историки русского флота и морские офицеры в Тульской области, на родине командира «Варяга» контр-адмирала Всеволода Руднева, а также в Кронштадте и Владивостоке.

31 июля 1911 г. в праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня был освящен верхний и собственно храм. В этот день в Неву вошли и встали на якоря напротив нового храма расцвеченные флагами боевые корабли: крейсера «Адмирал Макаров» и «Богатырь», миноносцы 1-ой минной дивизии, вспомогательные суда.\"картинка\"

После Октябрьского переворота 1917 г. большевики запретили службы, неоднократно закрывали и опечатывали храм, изымали, а то и просто разворовывали, ценности, уникальные утварь и предметы убранства, арестовывали священников, в числе которых был последний настоятель храма о. Владимир (Александрович) Рыбаков (О. Владимир Рыбаков – выходец из сельского духовенства, служил в сельских приходах, в 37 лет поступил в Петербургскую Духовную академию, из которой вышел кандидатом богословия. По ее окончании был назначен настоятелем храма Спаса-на-Водах. С началом Первой мировой войны 1914-1918 гг. о. Владимир был призван на защиту Отечества и стал старшим священником Генерального штаба русской армии. В 1917 г. вернулся в Спас-на-Водах, где одновременно с исполнением своих прямых обязанностей священника стал работать над трудом о гимнографе IX века св. Иосифе Сицилийце, который закончил в 1926 г. (один экземпляр книги о. Владимира «Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность» ныне хранится в музее Московского института инженеров транспорта). О. Владимир – известный в академических кругах ученый-богослов – дважды отклонял предложения уехать за границу, хотя, наверное, и понимал, как рискует: арестованный большевиками, он умер от побоев в тюрьме в марте 1934 г).

В 1918 г. бронзовые доски с именами павших моряков

\"картинка\"

были пущены на переплавку, а в 1931 г. по инициативе руководства завода «Судомех» и «Инспекции по делам культов» было принято решение Октябрьского районного Совета Ленинграда и Президиума Ленсовета о сносе храма под предлогом расширения производственных площадей предприятия. 8 марта 1932 г. храм Спаса-на-Водах – неотъемлемая часть истории российского военно-морского флота – и мост через Ново-Адмиралтейский канал, были взорваны...

Храм Спаса-на-Водах, как и Храм Христа Спасителя в Москве был построен на деньги, собранные народом России для увековечивания славы русских воинов, павших за Родину, ... Оба Храма постигла та же участь, что и сотни других православных Храмов России — они были взорваны большевистским режимом.\"картинка\"

«Варяг»

Музыка А.С.Турищева, слова Рудольфа Грейнца /нем./ (перевод Е.Студенской)

Наверх вы, товарищи! Все по местам!

Последний парад наступает.

Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,

Пощады никто не желает.


*
Все вымпелы вьются, и цепи гремят,

Наверх якоря поднимают.

Готовтися к бою! Орудия в ряд

На солнце зловеще сверкают.


*
Свистит, и гремит, и грохочет кругом,

Гром пушек, шипенье снарядов.

И стал наш бесстрашный и гордый «Варяг»

Подобен кромешному аду.


*
В предсмертных мученьях трепещут тела…

Гром пушек, и дым, и стенанья…

И судно охвачено морем огня…

Настала минута прощанья.


*
Прощайте, товарищи! С Богом, ура!

Кипящее море под нами!

Не думали мы ещё с вами вчера,

Что нынче умрём под волнами.


*
Не скажет ни камень, ни крест, где легли

Во славу мы русского флага.

Лишь волны морские прославят в века

Геройскую гибель «Варяга».

\"картинка\"

Гибель «Варяга»

Стихи Я. Репнинского, музыка народная

Плещут холодные волны,

Бьются о берег морской.

Носятся чайки над морем,

Крики их полны тоской.


*
Мечется белые чайки,

Что-то встревожило их.

Чу! Загремели раскаты

Взрывов далеких, глухих.


*
Там, среди Желтого моря,

Вьется Андреевский стяг-

Бьется с неравною силой

Гордый красавец «Варяг».


*
Сбита высокая мачта,

Броня пробита на нем.

Борется стойко команда

С морем, врагом и огнем.


*
Пенится бурное море,

Волны сердито шумят;

С вражьих судов-великанов

Выстрелы чаще гремят.


*
Реже с «Варяга» несется

Ворогу грозный ответ…

Чайки, снесите Отчизне

Русских героев привет!


*
Миру всему передайте,

Чайки, печальную весть:

В битве врагу не сдалися,

Пали за русскую честь.


*
Мы пред врагом не спустили

Славный Андреевский стяг:

Сами взорвали «Корейца»,

Нами потоплен «Варяг».


*
Видели белые чайки:

Скрылся в волнах богатырь…

Смолкли орудий раскаты,

Стихла далекая ширь.


*
Плещут холодные волны,

Бьются о берег морской…

Чайки к России несутся,

Крики их полны тоской.\"картинка\" P.S. Патриотизм России... И это похвально... Но не сказано ни слова про Америку... Почему про Америку ??? Потому что если бы Руднев не знал о том, что он командует крейсером построенным по самому последнему слову техники США, то может и его действия были бы другие....Ибо в то время Американцы, построевшие Варяг в городе под названием Филадельфия, были искустными кораблестроителями...Кстати здесь же в городе Филадельфия находится храм Святого Андрея, построенный моряками крейсера Варяг....http://www.saintandrewscathedral.org Это оффициальный сайт этого храма....Там написано... Цитирую.........В 1899 году в Филадельфию прибыла группа русских офицеров, где строились для российского флота корабли: \"Варяг\" и \"Ретвизан\". В 1902 году, с помощью пожертвований офицеров и матросов был куплен участок земли и здание на 5-й улице. Здание было перестроено под храм...............