Российский акцент прошедшего Давоса
Накануне в Давосе завершился очередной так называемый мировой экономический форум. Прошедший форум был юбилейным – сороковым по счету, что, впрочем, никак не добавило ему сколько-нибудь значимых вистов.
В этом году форум прошел под помпезным девизом \"Улучшить ситуацию в мире: переосмыслить, преобразовать, перестроить\". \"Мы обязаны рассматривать форум в контексте того, что происходит в мире\", - сказал в преддверии встречи основатель и исполнительный председатель форума профессор Клаус Шваб, подчеркнув, что, очевидно, \"нынешняя система глобального сотрудничества более не действует\".
Программа форума была сфокусирована в этом году на шести основных темах: как создать ценностные основы; как усилить экономику и улучшить социальное положение; как уменьшить глобальные риски и конкретные системные ошибки; как гарантировать устойчивое развитие; как обеспечить надежность; как создать эффективные институты. То есть, судя по программе, на форуме предполагалось решить не много ни мало, как вопрос о том, как мировую экономическую систему сделать здоровой, богатой, непротиворечивой и благообразной. Ага.
Были обсуждены также и другие, не менее животрепещущие вопросы, навроде таких, как проблема нехватки пресной воды в Африке, организация помощи Гаити. Также светочи мировой экономики обсудили такой чрезвычайно важный для мировой финансовой системы на фоне глобального кризиса вопрос, как мнение Джеймса Кэмерона о влиянии \"цифры\" на искусство на примере самого кассового фильма всех времен \"Аватар\", что, надо полагать, сильно продвинуло экономическую теорию в поисках путей выхода из кризиса. Ну, а особенно, надо полагать, этому поспособствовало обсуждение в рамках астрономической сессии открытие за пределами Солнечной системы планеты земного типа. Очень, очень экономически насущный вопрос! Ага.
В итоге, как и следовало ожидать, форум превратился в некое подобие огромной кучи мусора, которая, несмотря на всю свою внушительность и высоту при попытке разгрести ее в поисках хоть сколько-нибудь внятного конструктива осталась абсолютно ненужным и бестолковым нагромождением из тем, заявлений, позиций и мнений.
Все эти обсуждансы проходили в рамках сотен запланированных круглых столов на фоне чудесных швейцарских пейзажей, в перерывах между завтраками-обедами-ужинами с изысканными меню и под присмотром многочисленной охраны.
Кстати об охране. Форум в Давосе начался со скандала. В аккурат перед его началом был найден мертвым глава полиции кантона Граубюнден Маркус Райнхард, который отвечал за безопасность участников экономической площадки.Казус получился неудобным, но символическим, вполне отражающем состояние дел на этом ежегодном форуме. Самую интересную версию по этому поводу в эфире \"Эхо Москвы\", как водится, выдал неугомонный Владимир Вольфович. Его версия была таковой, что, мол, главный давосский охранник, внезапно осознав, что все эти годы он охранял регулярно приезжающую к нему мировую финансовую мафию, устыдился, раскаялся и оттого застрелился. Версия, безусловно, мощная, и более того, отнюдь не противоречащая даже последовавшей позже информации о том, что главный охранник Давоса покончил с собой на почве алкоголизма.
А что, в самом деле. Постепенно он прозрел, и от безысходности душевной начал глушить горькую, но в итоге, не вынеся моральных страданий, оборвал свою жизнь. Нет, право слово, отличная версия, господин Жириновский, просто отличная.
В итоге, несмотря на всю пестроту и разноголосицу прозвучавших на нем заявлений, это помпезное сборище, по сути, закончилось ничем. Собственно, как ничем закончилось и другое, не менее помпезное мероприятие, прошедшее незадолго до этого в просвещенной Европе некоторое время назад – конференция по глобальному потеплению.
Зато тысячи высокопоставленных чиновников со всего мира в очередной раз получили возможность, фривольно выражаясь, \"потусить\" за казенный счет и весьма приятно провести время. Периодические раскаты смеха, доносившиеся из-за закрытых дверей встречи банкиров и регуляторов в Давосе, свидетельствовали о весьма непринужденной атмосфере, царившей в зале. И действительно, со счастливыми лицами участники дискуссии крайне положительно отзывались о результатах длительной беседы.
Между тем, о сколько-нибудь значимых результатах прошедшего форума говорить не приходится вовсе – как и прогнозировалось изначально. Несмотря на проведение встреч между регуляторами и представителями банковского сектора, стороны так и не сумели до выработать единую политику в отношении грядущих реформ. Судьбоносные решения и громкие заявления, судя по всему, отложены до встречи \"большой двадцатки\".
Ведь с каждым годом форум в Давосе теряет свою значимость среди участников. В этом году, например, его проигнорировал президент США Барак Обама. И что характерно – его речь в Сенате аккурат во время давосского сборища \"О положении дел в стране\" вызвала куда более неизмеримый интерес среди финансовых аналитиков и прочих специалистов, чем этот разношерстный форум. Что уж говорить о самих США, где этот мировой, вроде бы, форум, был и вовсе абсолютно проигнорирован, а все многочисленные высказывания из его недр были не то что не услышаны – на них в США, похоже, вовсе никто не обратил внимания.
Также проигнорировали этот, пускай и юбилейный, форум канцлер Германии Ангела Меркель, премьер Великобритании Гордон Браун и президент России Дмитрий Медведев.
Впрочем, и те, кто приехал, изначально не ждали от форума никаких прорывов или конкретных решений. Президент Бразилии Луис Инасио Лула да Силва, например, заявил, что всемирный социальный форум \"стал более зрелым\", а форум в Давосе \"утратил свою популярность\". Эти слова он сказал перед участниками съезда антиглобалистов, который проходит в бразильском городе Порту-Алегри. Его делегаты встретили аплодисментами заявление главы бразильского государства о том, что \"международная финансовая система не может больше красоваться на подиуме\", поскольку породила глобальный кризис.
Среди действительно ведущих политиков гостем в Давосе значился только президент Франции Николя Саркози. Да и то, скорее всего, лишь потому, что ему надлежало выступать с заглавной речью, что он и проделал с суровой неотвратимостью, несколько неожиданно призвав мир срочно озаботиться \"перестройкой капитализма\". Чем несколько озадачил собравшихся. А еще Саркози настоятельно порекомендовал, дабы экономические руководители ни в коей мере не обольщались насчет вроде бы наступившего облегчения экономической ситуации, предупредив, дабы оные не поддались бы искушению резко свернуть меры государственной поддержки национальным экономикам и банковскому сектору. Ибо, по его мнению, такое резкое сворачивание чревато новым резким обвалом финансовых систем с непредсказуемыми последствиями, и, как итог – возможному стремительному росту социальной и прочих напряженностей.
Что характерно – даже этот его призыв если и был услышан, то далеко не всеми. К примеру, руководитель российской делегации Алексей Кудрин как считал, так и считает, что денег в российскую экономику давать ни в коем случае нельзя. Впрочем, российского сегмента Давоса мы еще коснемся.
Самое интересное, что в Давос не приехали и те, для кого собственно это мероприятие и затевалось. Отсутствовали на нем главы JP Morgan Chase и Goldman Sach. А представители Citigroup, Credit Suisse, UBS и Morgan Stanley ограничились лишь скромной ролью наблюдателей.
Теперь о российском аспекте Давоса. С точки зрения западных наблюдателей, российского сегмента на этом форуме не то что бы не было… на него просто не обращали внимания.
Впрочем, не в первый раз. Даже несмотря на то, что возглавлял российскую делегацию \"лучший министр финансов в мире\". Да и компания у него была сообветствующая.
Делегацию из России в составе главы \"Роснано\" Анатолия Чубайса, председателя Сбербанка Германа Грефа, главы \"Интерроса\" Владимира Потанина, главы Лукойла Вагита Алекперова и президента \"Тройки-Диалог\" Рубена Варданяна возглавлял наш великий и гениальный министр финансов Алексей Кудрин.
Уже не первый год Россия находится, мягко говоря не в центре внимания Давосского форума. Что и не удивительно – нынешняя Россия, как источник сырья ассоциируется сегодня чуть ли не исключительно с нефтегазовой трубой. Так какая у трубы может быть экономика? Высокие цены на нефть притягивали долговой капитал, что вело к росту состояний причастных к этому нелегкому бизнесу и, как следствие, к некоторому увеличению потребления в целом по стране – вот модель, которой Россия следовала в последние несколько лет.
В свое время Давос был в некотором роде – аукционом инвестиционных идей. Тема диверсификации российской экономики и ее модернизации, которая в начале 2000-х воспринималась иностранными инвесторами с воодушевлением, в последние годы приелась; она стала звучать, как известная сказка про мальчика, который пугал всех волками и которому, в конце концов, перестали верить.
И потому вовсе неудивительно, что даже явно активизировавшиеся в последнее время попытки президента и премьера приступить ко вроде бы реальному воплощению в жизнь этих задач пока ничего, кроме осторожного скепсиса, не вызывают: ну, ну, мол, попробуйте, а мы поглядим.
Тем более, что сегодня Запад все более и более обращает пристальное внимание на страны с быстро развивающейся экономикой. Уже раздаются все более громкие голоса о том, что именно страны развивающихся рынков, в частности Китай, со временем могут заменить США в роли мотора мировой экономики.
До России ли им тут?
И здесь уместно напомнить некоторую статистику. Согласно последним прогнозам МВФ, рост мировой экономики оценивается в 3,9% в 2010 и, в основном, придется на страны развивающихся рынков. Ожидается, что ВВП Китая вырастет на 10%, экономика Индии – на 7,7%, Бразилии на 4,7% и России – на 3,6%.
Эти цифры не только говорят о том, что из четырех стран БРИК, на которые многие экономисты делают ставку для выхода из кризиса, Россия показывает самый низкий показатель. Они еще показывают, что экономика России имеет потенциал роста чуть ниже среднемирового темпа. От которого, в свою очередь, практически напрямую зависит цена на нефть. Что само по себе говорит только о том, что вся экономика России прочно и намертво привязана к этой самой пресловутой трубе – и пока не видео никаких предпосылок, чтобы положение изменилось в лучшую для нас сторону.
Этот прогноз МВФ как нельзя лучше иллюстрирует известную дискуссию о том, останется ли БРИК БРИКом или буква \"Р\"выпадет из этой дружной компании. По крайней мере, пока она все более и более явственно расшатывается, диссонансом выпадая из когорты.
Более того, исходя из сложившейся повестки дня Запад смотрит на страны развивающихся рынков уже как на источник капитала, а не наоборот. Но что нам, собственно, их мнения, что нам до того, заметили они рассийский сегмент Давоса или проигнорировали. В конце концов, обитаемые планеты и \"Аватар\" тоже мировые финансовые вопросы, которые следовало всенепременно обсудить. Нам интересно прежде всего позиция наших финансовых руководителей – ибо они там наговорят всякого, а нам тут потом жить. И они наговорили.
Президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф предложил приватизировать госбанки, составляющие основу российской финансовой системы, и начать с возглавляемого им Сбербанка, передает Reuters.
\"Надо приватизировать госбанки. Я предлагаю начать со Сбербанка\", - бодро заявил Греф во время завтрака на для участников экономического форума в Давосе. \"У государства дефицитный бюджет. Высочайшая капитализация Сбербанка позволяет очень выгодно продать большой пакет акций\", - с надеждой на грядущие перспективы мечтательно сказал он. То, что эта очередная приватизация окажется, безусловно выгодной, сомнений нет. Вот только будет ли она выгодна государству, экономике России и народу российскому – на этот счет лично меня терзают уже не смутные, а абсолютно точно негативные сомнения.
В свою очередь российский министр финансов Алексей Кудрин предложил начать не со Сбербанка, а с ВТБ. \"ВТБ будет приватизирован раньше Сбербанка\", - заявил глава Минфина в ответ на высказанное Грефом предложение. Понятно, почему Кудрин желает начать приватизацию именно с ВТБ – он является в нем председателем наблюдательного совета, и потому не без оснований вправе рассчитывать на… \"Как и глава Сбербанка, я жду момента, когда РФ начнет продавать государственные банки\", - подчеркнул вице-премьер.
Итак, они ждут и уже в предвкушении потирают руки. Так что, судя по всему, нас в скором времени ожидает очередной мега-попил… пардон, приватизация государственной собственности в огромных масштабах. Впочем, само-собой, наши финансовые гении этим не ограничились. В I полугодии 2010 года правительство РФ намерено выйти на рынок внешних заимствований. Предполагается, что евробонды будут выпущены на общую сумму $17,8 млрд. Именно такая сумма запланирована Минфином на 2010 год. Об этом заявил министр финансов РФ Алексей Кудрин на экономическом форума в Давосе. Выход России на рынок внешних займов в этом году станет первым после десятилетнего перерыва. И снова, как говорится, здравствуйте. Не прошло и пары лет с тех пор, как Кудрин щедрой рукой не только досрочно гасил все российские долги перед Западом, он с пугающей широтой списывал иностранные долги уже НАМ – десятками миллиардов.
А сейчас он ничтоже сумняшеся заявляет, что Россия вновь будет занимать и занимать – чтобы потом расплачиваться (чем? да все тем же нефтегазом). И вместо того чтобы развивать собственный рынок, повышать прежде всего внутренний спрос, содействуя тем самым развитию в первую голову российской экономики, монетарист Кудрин вновь предпочитает вместо твердой российской валюты, должной держаться прежде всего на произведенном в России Продукте, некие виртуальные, ничем не подкрепленные циферки со значком $ на американских серверах. Те самые виртуальные заемные циферки, за которые страна уже в самом ближайшем будущем будет рассчитываться нашими полновесными нефтью и газом. В Давосе Кудрин рассказал, чем заменить российский рубль: иностранными инвестициями: \"Этап вкачивания денег в экономику прошел, он принес результаты, но сейчас наступает время интеллектуальных и инновационных решений\".
Таким образом, Кудрин в Давосе сделал упор на проблеме привлечения прямых иностранных инвестиций, которые должны заменить бюджетные деньги. То есть, повторюсь, вместо того, чтобы стимулировать внутреннее производство и внутренний спрос, Кудрин, как всегда, декларирует ровно противоположное – внешние займы, иностранные инвестиции, полное уничижение рубля в качестве внутренней денежной единицы и очередной, какой уже по счету попил государственных активов.
Поэтому сегодня, впрочем, как и раньше, предельно очевидно одно - Кудрин по прежнему не ждёт и не желает ослабления зависимости России от нефтяных цен и в то же время не верит в успех спасения российской экономики. И он вновь, в очередной раз заявил накануне, что не даст её финансировать.
Какая в этом ракурсе модернизация? Какой рывок?!!!
Комментарии
Ничего, когда мы СССР восстановим, заставим его отчитаться за эти командировки за казенный счет.... заставим возместить ущерб....
Нужно было их обратно в Россию не пускать.
Деньги Путину не дали. Отказали.