Жизненно важные лекарства могут исчезнуть из аптек

На модерации Отложенный

До 1 апреля текущего года все российские производители жизненно важных лекарственных средств должны зарегистрировать цены на свою продукцию. Наценка оптовых и розничных продавцов при этом не может быть выше показателя, рассчитанного по специальной методике. Все эти меры направлены на повышение доступности лекарств для населения, но, по мнению экспертов, могут привести к дефициту одних препаратов и катастрофическому росту цен на другие.


С 1 января 2010 года в России действуют новые правила, которые призваны ограничить рост цен на жизненно важные лекарства. Минздравсоцразвития утвердило список «жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств», в который вошло около 500 препаратов. До 1 апреля все производители обязаны зарегистрировать свои отпускные цены на эти лекарства. Максимальная наценка оптовых и розничных продавцов рассчитывается по специальной методике.

«В ситуации быстрого и кратного увеличения цен на лекарства, вызванного как финансовым кризисом, так и эпидемиологическим проявлением гриппом, регулирование цен - необходимая мера», - прокомментировала нововведение глава министерства Татьяна Голикова.

Эксперты опасаются, что установление максимальных цен на жизненно важные лекарства приведет к их дефициту.

«Мы уже жили в эпоху регулирования цен. Это приводит к опустению полок», - напомнила на круглом столе в «БалтИнфо» советник спикера Совета Федерации Наталья Евдокимова.

По словам Евдокимовой, ценовой потолок делает производство лекарств невыгодным, а навязать частной компании изготовление конкретных препаратов невозможно.

Генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев частично успокоил корреспондента «БалтИнфо», сказав, что пока серьезных проблем с производством лекарств из списка не возникает.

Но такая ситуация, по его словам, сохранится лишь до тех пор, пока не происходит негативных явлений в макроэкономике. Учитывая, что зарегистрированные цены могут пересматриваться лишь раз в год, какие-то кризисные проявления действительно способны сделать производство невыгодным.

«Я не думаю, что будут серьезные проблемы, если не будет негативных изменений в макроэкономике. Иначе нам придется либо совсем отказаться от производства, либо перейти в другие ниши, на те препараты, которые не входят в список», - отметил Дмитриев.

Глава фармацевтической ассоциации опасается, что новое регулирование затормозит отечественные инновационные разработки. Есть препараты, которые производятся за рубежом и внесены в перечень, но у которых нет аналогов российского производства.

«Мы не очень понимаем, что будет с инновационными препаратами, как доказывать государству затраты на исследование», - посетовал он.

В свою очередь, депутат петербургского Законодательного собрания, коммунист Владимир Федоров на круглом столе в «БалтИнфо» назвал еще одну опасность ограничения цен на отдельные виды лекарств.

«500 препаратов - это порядка 10 тыс. коммерческих наименований. За бортом осталось 18 тыс. наименований, на которых продавцы будут компенсировать выпадающие доходы», - отметил он.

Таким образом, по прогнозу депутата, цены на все лекарства, не входящие в перечень жизненно важных, серьезно вырастут.

Однако эта угроза не так серьезна, как возможный дефицит. Заместитель директора по консультационной работе Центра фискальной политики Александр Дерюгин считает, что у аптек есть другие источники прибыли.

«Многие продавцы получают прибыль за счет сопутствующих товаров, например, косметики. Если цены будут повышаться, то именно на эти товары», - пояснил он корреспонденту «БалтИнфо».

Кроме того, по словам эксперта, если серьезно поднимутся цены на лекарства, которые пользуются спросом, правительство включит их в список жизненно важных препаратов.

Стоит отметить, что производители лекарственных средств в целом недовольны введенной системой регулирования цен.

«Мы не очень понимаем смысловую нагрузку на этот список. Когда он был впервые введен в 1996 году, предусматривались налоговые льготы для производителей. Сейчас никаких льгот нет», - заявил Дмитриев.

Он назвал текущую схему «дорогой с односторонним движением», потому что государство не предложило никаких преференций, которые компенсировали бы риск от фиксации цен.

«Ни налоговых льгот, ни госзаказа, ни таможенных пошлин. Если раньше в этот список входили в заявительном порядке, то теперь в него попадают автоматически все производители указанных препаратов. При этом у нас нет гарантии, что государство закупит хотя бы таблетку или ампулу», - подчеркнул фармацевт.

Напомним, в 2009 году прокуратура Санкт-Петербурга выявила завышение цен на лекарства в некоторых аптеках на 300%. Незаконное ценообразование коснулось как жизненно необходимых лекарств, так и не входящих в этот список препаратов.

Разумеется, во многом это произошло из-за эпидемии гриппа А/H1N1. Так, например, «Арбидол» вместо установленной Росздравнадзором цены 212 рублей, можно было купить и за 300 рублей, и за 400 рублей. Взлетели цены и на изделия медицинского назначения. Например, маски в некоторых аптеках вместо 5 рублей продавали в несколько раз дороже.