В Петербурге открылась выставка к 300-летию Ломоносова

На модерации Отложенный

Трехсотлетие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова будет отмечаться в будущем году. Но в новом здании Российской национальной библиотеки уже проходит первое юбилейное мероприятие - выставка уникальных документов, связанных с именем русского ученого.

Первая автобиография ученого с помарками и кляксами, рисунок натурщика - пропорции переданы прекрасно. Отчет из немецкого Марбурга, где три русских студента - Ломоносов, Виноградов и Райзер - учились с 1736 по 1741 год. Первые автографы великого ученого. Рядом стенд с книгами и учебниками XVIII века. Такими же пользовался Ломоносов. Гравюры Махаева и Качалова. На них Петербург с двухэтажными домиками и понтонными мостами через Неву. Таким видел столицу сын помора из Архангелогородской губернии, которому суждено было составить славу Отечества.

\"Мы хотим показать творчество Ломоносова, но не просто книги, которые нам всем знакомы с детства. Благодаря нашим архивам мы можем представить книги даже XVIII века\", - говорит куратор выставки Нина Беляева.

На экспозиции выставлены самые выигрышные и красочные документы, связанные с деятельностью Михаила Ломоносова. Перед академиками тогда ставили задачи писать оды венценосным особам и устраивать иллюминации при дворе.

Фейерверки, сработанные Ломоносовым, были куда как искуснее нынешних: то целая триумфальная арка, то богиня в колеснице. И все из цветных огней.

С одами тоже не так просто. Ломоносова можно назвать царедворцем, но каждое прославление императрицы или императора несет просьбы об организации научной деятельности. Например, об основании Московского университета. И до революции, и в советское время, и сейчас Ломоносов - наша национальная идея.

\"Ломоносов – это первый ученый, который заслужил мировую славу именно как русский ученый\", - подчеркивает генеральный директор Российской национальной библиотеки Владимир Зайцев.

На Севере не было крепостного права, и мальчика окружали знающие мореходы и книжники-старообрядцы. На всю жизнь гений сохранил свободный дух. Он не боялся писать некомплиментарные рецензии на самого Вольтера, работал в разных областях - химия, физика, астрономия, горное дело, картография.

Выставка завершается трудами, которые вышли сразу же после смерти Ломоносова, когда его попытались оценить как ученого. Впрочем, архив гения и в XXI веке не изучен весь.