Британцы прощаются с любимым шоколадом
На модерации
Отложенный
За британскую кондитерскую компанию Cadbury, совет директоров которой во вторник дал согласие на поглощение ее американским гигантом Kraft, вступился премьер-министр страны Гордон Браун.
Речь идет не только о возможном сокращении рабочих мест и переводе производства в другие страны, но и о том, можно ли в принципе отдавать в иностранные руки компании, являющиеся для многих британцев национальным достоянием.
Фелисити Лаудон, прапраправнучка Джона Кэдбери, основавшего компанию 186 лет назад, умоляла акционеров не соглашаться на сделку. По ее словам, от новости о покупке шоколадного бизнеса американцами ее прадед \"перевернулся бы в гробу\".
\"Мы не можем продать компанию производителю пластмассового сыра, - заявила Лаудон. - Такое и в страшном сне не приснится. И я это говорю не только потому, что я из семьи Кэдбери. По-моему, за эту исключительно английскую реалию надо сражаться до последнего. Стоит только посмотреть на те брэнды, которые Британия уже потеряла и продолжает терять. Мы распродаем все брэнды национального значения. И вот сейчас Cadbury уходит в руки компании, которая не имеет с нами ничего общего\".
Правительство обеспокоено
Выступая в среду, премьер-министр пообещал, что британское правительство сделает все возможное со своей стороны, чтобы убедить Kraft не переводить производство шоколада и менеджмент за пределы Великобритании и защитить традиции Cadbury.
\"Мы пытаемся добиться от компании Kraft гарантий того, что они с уважением отнесутся к сотрудникам компании, самому брэнду и качеству продукции, производимой в Великобритании. И мы надеемся, что новые владельцы помогут 5,5 тысячи нынешних сотрудников Cadbury сохранить их рабочие места\", - сказал премьер Браун.
Американская компания пообещала обращаться с производителем шоколада с \"уважением к брэнду, наследию и людям\", однако уже сейчас говорит о том, что без сокращения рабочих мест обойтись не удастся.
Скорее всего, сокращения коснутся главного офиса компании в Аксбридже, недалеко от Лондона. Но и в деревне Борнуилл - на родине шоколада Cadbury, основанной самим Джоном Кэдбери, живущей и поныне по законам квакеров и не построившей за полтора века ни одного паба, новость восприняли с грустью.
\"Я всегда считала привилегией возможность работать на эту компанию. Мне кажется, правительству стоит вмешаться в эту ситуацию. Очень грустно, что мы можем оказаться в чужих руках\", - говорит одна из местных жительниц.
\"Я проработал на заводе почти 30 лет и считаю произошедшее с компанией ужасным. Скоро в этой стране вообще ничего британского не останется\", - таково мнение работника предприятия.
С рабочими местами понятно, что ничего не понятно, говорят здесь. А вот что будет с самим шоколадом и брэндом? Потерять торговую марку, известную во всем мире, было бы очень глупо, считает британский министр по делам бизнеса Питер Мандельсон.
\"С точки зрения бизнеса отказаться от брэнда Cadbury было бы полным безумием, - отметил он. - Это марка, известная и хорошо зарекомендовавшая себя во всем мире. И мне даже представить сложно ситуацию, при которой этот брэнд заменят на Kraft\".
Национальное достояние
Но вот что интересно: как такое вообще возможно, что компания, которую многие в стране считают чуть ли не национальным достоянием, может оказаться в руках американского гиганта? Таким вопросом задается британский парламентарий Тони Райт.
\"Мне кажется неправильным сам факт того, что успешную британскую компанию, являющуюся для многих символом, захватывает иностранный хищник ради получения сиюминутной выгоды, - говорит депутат. - При этом самой компании может быть нанесен долгосрочный ущерб. Мне интересно, кто-нибудь из министров собирается нам объяснить, что происходит?\"
Дело в том, что британское законодательство никогда и не предполагало защиты компаний и брэндов, представляющих важность для страны, - в отличие от многих других стран, в частности, континентальной Европы.
Великобритания придерживается законов свободного рынка, которые, с одной стороны, привлекают инвесторов, а с другой, зачастую приводят к потере \"исконно британских\" брэндов, таких как автомобиль TVR, погибший в руках собственника из России, или марка MG Rover, проданная, перепроданная и в результате обанкроченная.
Если 2 февраля акционеры одобрят сделку, то Cadbury объединится со вторым по величине производителем пищевых продуктов в мире и перестанет быть независимой.
Комментарии
Мои шоколадки.. мои шоколадочки... любимые мои шоколадочки...