Когда твой дом становится тюрьмой

На модерации Отложенный

Вступили в законную силу новые положения Уголовного кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ о применении наказания в виде домашнего ареста.

Российские судьи получили возможность выносить более гуманные приговоры. Наказание за нетяжкие преступления в виде домашнего ареста будет применяться сроком от двух месяцев до четырех лет.

По закону ограничение свободы заключается в том, что осужденный не может менять место жительства, работы, учебы, выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования. Кроме того, ему запрещено находится вне места жительства в течение определенного времени суток, посещать массовые мероприятия.

Для надзора за арестантами предполагается использовать электронные браслеты, которые уже начали выпускать в России. Пока такие «украшения» имеются только в УФСИН по Воронежской области, где они уже были опробованы в ходе успешного эксперимента.

Кроме браслетов и техники в регионах нет пока и специальных служб, которые будут вести слежение за арестантами.

Изменения в Уголовном кодексе вызвали в обществе настоящую бурю споров и разногласий.

Пессимисты уверяют, что эти поправки станут хорошей лазейкой для матерых уголовников, а оптимисты считают, что новое положение позволит не только разгрузить переполненные колонии, но и решить вопрос социальной адаптации отбывших срок.

Комментирует Виктор Илюхин, депутат Государственной думы, доктор юридических наук


Без сомнения, это шаг вперед.

Принятие этих положений позволит людям, оступившимся один раз, не попадать в СИЗО и не окунаться в тюремную жизнь. С другой стороны, исполнение наказания должно соответствовать духу закона.

Больше беспокоит, насколько Федеральное управление исполнения наказания готово и способно исполнять такую функцию, как контроль над домашними арестантами. В отличие от него у Министерства внутренних дел такого опыта куда больше.

Предполагаю, что Государственной думе еще предстоит принять ряд подзаконных актов по взаимодействию УФСН и МВД. Как бы мы ни относились к милиции, оперативные функции у Министерства внутренних дел поставлены очень хорошо.

Скоро увидим, как новшества будут применяться на практике.