НАТО ищет способ работы с Россией
На модерации
Отложенный
В четверг в Осло состоится очередная конференция по выработке новой стратегической концепции НАТО. Группа экспертов во главе с бывшим госсекретарем США Мадлен Олбрайт обсудит один из важнейших аспектов работы альянса — взаимоотношения с партнерскими странами и оранизациями, в том числе работу Совета Россия-НАТО. Российские участники конференции считают, что стратегической задачей партнерства с НАТО может быть членство нашей страны в альянсе.
На заседании 14 января своим видением того, каким должен быть формат взаимодействия альянса с Россией, поделятся заместитель министра иностранных дел Германии Вернер Хойер, председатель правления российского Института современного развития Игорь Юргенс, эксперт американского института Брукингса Фиона Хилл и директор программ по России и Евразии лондонского Международного института стратегических исследований Оксана Антоненко.
Россию и НАТО объединят амбиции
Антоненко пояснила GZT.RU, что реформировать отношения России и стран НАТО можно, лишь кардинально изменив подход к сотрудничеству: сотрудничество должно стать политическим, стороны должны поставить амбициозные политические задачи.
«Во-первых, нужно и можно сформулировать стратегическую задачу, что в долгосрочной перспективе Россия может стать членом НАТО»,— полагает эксперт. Как напоминает Оксана Антоненко, российские политики никогда полностью не отметали возможность вступления России в НАТО.
«Вторая задача, которая должна помочь будущему сотрудничеству — это существенное увеличение оперативной совместимости России и НАТО. Необходимы программы совместного обучения военных специалистов, использование совместимых военных технологий.
Третье — нужен серьезный документ по сотрудничеству в сфере противоракетной обороны (ПРО). Если такой документ будет принят, это может очень серьезно повляить на отношения сторон и снять недоверие между Россией и США и другими странами альянса и подготовить базу для большей интеграции»,— считает Антоненко.
Утраченные иллюзии
Отношения России и НАТО после создания совместного Совета так и не вышли на заявленный высокий уровень. После августовского кризиса 2008 года они были вовсе прекращены и полностью восстановились только к концу 2009 года.
Однако, по мнению Оксаны Антоненко, стороны с самого начала неправильно определили задачу этих отношений, что и привело к разочарованию друг в друге: «Главный мой тезис заключается в том, что партнерство Россия-НАТО не оправдало ожиданий, которые закладывали основоположники этого партнерства.
И у России, и у НАТО были завышенные ожидания: НАТО ожидало, что если сделать партнерство техническим, создать много совместных с Россией программ, то можно будет изменить отношение к альянсу внутри страны, однако этот принцип не сработал и Россия продолжает видеть угрозы в расширении НАТО. Российские политики рассчитывали получить реальное влияние на процесс принятия решений альянсом, надеялись, что Россия сможет выступать на равных с другими членами альянса».
Концептуальная история
Предыдущая стратегическая концепция НАТО была принята в 1999 году. С тех пор ситуация кардинально изменилась: случилось 11 сентября 2001 года, НАТО начало операцию в Афганистане, изменились угрозы безопасности.
В апреле 2009 года на саммите в Страсбурге и Келе главы стран-членов НАТО согласились с тем, что альянсу нужна новая концепция. Для этого и была учреждена группа из 12 экспертов во главе с Мадлен Олбрайт. Итог своей работы эксперты должна будут представить генсеку НАТО Адерсу Фог Расмуссену в мае.
По мнению Оксаны Антоненко, подготовить его будет довольно сложно. «Сложность в том, что после расширения альянса в нем стало еще больше членов, каждый из которых по-разному определяет задачи НАТО,— поясняет она.— США хотят видеть в НАТО глобального игрока. Хотят, чтобы организацию можно было использовать как инструмент глобальной безопасности.
Другие страны, наоборот, хотят вернуть НАТО к базовым принципам, заявленным в статье 5 Вашингтонского договора. Комиссии Мадлен Олбрайт предстоит сложная задача одновременно отразить глобальную роль НАТО и дать гарантии тем странам, которые чувствуют угрозы своей безопасности». На их основе будет выработан документ, который генсек представит на саммите альянса в конце 2010 года.
Комментарии