Москва сносит \"расстрельный дом\"

На модерации Отложенный

На месте здания, в котором во время сталинских чисток было осуждено на смерть не менее 30 тысяч человек, многих из которых там же и расстреляли, будет построен торгово-развлекательный центр.

Приговор историческому зданию военной коллегии Верховного суда в Москве, известному как \"расстрельный дом\", был вынесен в 130-ю годовщину со дня рождения Иосифа Сталина комиссией под руководством вице-мэра столицы Владимира Ресина. По мнению членов комиссии, дом по адресу Никольская 23, построенный в XVIII веке для графа Николая Шереметьева, следует лишить статуса памятника архитектуры, а, тем самым, и охраны государства. Таким образом, была дана санкция на его снос.

Это здание было одним из немногих уцелевших в Москве после пожара 1812 года. Однако не возраст определяет ценность \"расстрельного дома\", который, прежде всего, хранит память о трагедии, пережитой Россией в 30-е годы прошлого века. В кабинете на третьем этаже работала \"особая тройка\", состоявшая из представителей коммунистической партии, НКВД и военной прокуратуры, - большевистский трибунал, который рутинно, без выслушивания обвиняемого и свидетелей, выносил смертные приговоры. Исследователи установили, что трибунал, размещавшийся в расстрельном доме, приговорил к расстрелу не менее 30 тысяч человек.

Большинство таких приговоров \"тройка\" выносила заочно. Тех, кто перед ней все же представал, расстреливали тут же, в подвале военной коллегии или в подвалах соседних зданий. Во время ремонтных работ рабочие по сей день находят там скелеты казненных. Некоторых приговоренных вели из \"расстрельного дома\" по подземному ходу в главное здание НКВД на соседней Лубянке.

Такая судьба выпала, в частности, маршалу Михаилу Тухачевскому и другим военачальникам Красной Армии, осужденным и немедленно расстрелянным 11 июля 1937 года - в первый день большой чистки.

Сегодня \"расстрельный дом\" принадлежит компании \"Сибнефтегаз\". Ее руководство уверяет, что ему не было ничего известно о том, что он был местом расстрелов. Они его купили только для того, чтобы снести и поставить на его месте торгово-развлекательный центр.

До сих пор их останавливало только то, что историческое здание находилось под охраной государства. Теперь у них развязаны руки.

Против приговора \"расстрельному дому\" протестует общество \"Мемориал\", изучающее большевистские преступления. Его члены призвали мэра Лужкова спасти здание от разрушения.

- Дом на Никольской улице - это не просто памятник старины. Его стены слышали последние слова, крики и плач тысяч людей, приговоренных здесь к смерти верховным органом советского бесправия, - напоминает глава \"Мемориала\" Арсений Рогинский.

Правозащитники требуют сделать \"расстрельный дом\" музеем, посвященным жертвам большевистских репрессий. В Москве, где во время сталинских чисток погибли сотни тысяч людей, такого музея нет. О невинно убиенных палачами НКВД здесь напоминают только символические могилы на Донском кладбище, в крематории которого жгли трупы казненных в \"расстрельном доме\", и храм Новомучеников на Бутовском полигоне, где в 30-е годы НКВД расстрелял и похоронил в огромных братских могилах более 20 тысяч человек.

Может быть, призывы \"Мемориала\" подтолкнут президента Дмитрия Медведева к тому, чтобы повлиять на решение мэра Москвы. 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, Медведев заверял соотечественников, что память о репрессиях \"так же священна, как память о победах\". Президент заявил: \"Нам нужны такие музейно-мемориальные центры, которые будут передавать память о пережитом - из поколения в поколение. Безусловно, должна быть продолжена и работа по поиску мест массовых захоронений, восстановлению имен погибших, а в случае необходимости - их реабилитации\".

В Москве, которой Лужков правит уже 18 лет, с памятниками архитектуры вообще обходятся бесцеремонно. Многие из них исчезли, многие из тех, что были отданы богатым фирмам, подверглись варварской реконструкции. Она состоит в том, что от здания остается только исторический фасад, а за ним появляется новое здание - порой на несколько этажей выше.