Правда и мифы о частных детективах
На модерации
Отложенный
Он сидит передо мной — высокий мужчина лет тридцати, тёмные волосы, густая борода и улыбающиеся глаза. Он полноват, но назвать его толстым язык не повернётся. На нём простые прямые джинсы и серая футболка. В общем, один из миллионов москвичей, среднестатистический российский мужик. Его зовут Максим Карфидов. Я знаю его номер телефона и то, что он — частный детектив.
Он сидит передо мной — высокий мужчина лет тридцати, тёмные волосы, густая борода и улыбающиеся глаза. Он полноват, но назвать его толстым язык не повернётся. На нём простые прямые джинсы и серая футболка. В общем, один из миллионов москвичей, среднестатистический российский мужик. Его зовут Максим Карфидов. Я знаю его номер телефона и то, что он — частный детектив.
— Максим, почему вы выбрали такую необычную работу?
— Это судьба (Смеётся. — К.Р.). История началась в глубоком детстве, когда мне было лет шесть или семь. Я тогда жил с бабушкой и двоюродной сестрой летом на даче. Сестрица любила читать и частенько рассказывала нам с бабушкой различные истории из освоенных книг, а рассказчица она была замечательная, надо заметить. В то лето она взялась за Шерлока Холмса. Тогда-то я и подсел. К 10 годам я раздобыл по частям полное собрание Конан Дойля и практически выучил его наизусть. Учился логике, дедукции и вообще воспитывал в себе все лучшие качества сыщика.
— По книгам учились?
— Старался на практике. Всё замечал, анализировал, выискивал закономерности, делал выводы. Из книг были разве что логика и криминалистика. В общем, лет до четырнадцати я был маньяком этого дела. А в 1990-е работать в милиции мне не то чтобы очень хотелось, так что после школы я об этом направлении уже больше не думал.
С детективной деятельностью в то время тоже не особо благополучно складывалось. Без соответствующего опыта в органах и связей браться за это дело было глупо. Но после того как через знакомых на меня вышли представители отдела по борьбе с организованной преступностью и попросили помочь им в одной достаточно сложной ситуации, я получил шанс воплотить свою мечту в жизнь. Ребятам в погонах нужен был человек не из органов, чтобы внедрить его в преступную группировку и достать доказательства виновности крупного чиновника. В течение трёх месяцев продолжалась операция, после чего различное сотрудничество с органами стало регулярным и постоянным.
Через некоторое время я всё же решил стать частным детективом и закончил спецшколу «Витязь» по данной специальности.
— В спецшколе чему-то полезному учат или она нужна только для получения лицензии частного детектива?
— Вообще, по закону лицензию частного детектива человек может получить в трёх случаях:
если он имеет высшее юридическое образование,
если он имеет опыт оперативно- следственной работы не менее трёх лет,
если он закончил спецшколу, то есть имеет специальное образование, и ему уже есть 21 год.
Мне больше всего подошёл третий вариант. Насколько я помню, обучение в «Витязе» проходило в течение трёх недель, при этом часть дисциплин для частных детективов была такая же, как для частных охранников, а часть — специальные предметы, касающиеся непосредственно юридических тонкостей частного сыска. В нашем законодательстве есть очень много различных ловушек, их и учат обходить.
— Например?
— Есть ряд моментов с осмотром улик, в частности документов. Получить бумагу на руки труда особого не составляет, но вот чтобы частный детектив мог подшить её к делу, у него должно быть письменное разрешение владельца документа, передавшего его на такой-то срок на изучение. Иначе бумажка силы не имеет. Вот все такие вещи нужно знать заранее, иначе может получиться так, что человек собрал всю необходимую информацию, предоставил её клиенту, которому она нужна, предположим, для суда. Клиент приходит с этой информацией в суд, а адвокат противной стороны всё разбивает в пух и прах, потому что имеются нарушения в сборе данных. (Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», раздел 2, статья 5. — К.Р..)
— С какими заказами обращаются чаще всего?
— Основная моя специализация — поиск пропавших без вести и сбор информации о частных лицах.
Часто обращаются юридические компании, которым необходимы задокументированные доказательства. Они чётко знают, что и как найти, но сами сделать этого не могут. Приходится обращаться к детективу.
Очень большое количество звонков поступает с просьбой последить за супругом. Исключительно от женщин. Мужчины как-то предпочитают справляться сами или просто на такие вещи времени не тратят. В 99,9% затея со слежкой бесполезна.
— Почему?
— Каждая услуга в случае с детективом оценивается не столько по сложности, сколько по времени, затрачиваемому на дело.
— Выходит, вы как таксисты? Включили счётчик и погнали?
— Почти так. Слежка — одно из самых дорогих и бесполезных по получаемой информации удовольствий. В реальной детективной деятельности она применяется гораздо реже, чем показывают в кино или пишут в книгах. Сама по себе слежка самоцелью не является. Это просто метод получения информации.
В большинстве случаев гораздо быстрее эту информацию можно получить другими способами. Если поступает заказ на установление контактов человека, то выгоднее узнать при помощи его телефона, каких-то записей, через знакомых выяснить, чем тупо следить в течение какого-то большого количества времени. Поскольку слежка стоит достаточно дорого, то люди, которые обращаются с такими просьбами, обычно не понимают, сколько выйдет в итоге.
— Сколько же это стоит?
— На сегодняшний момент слежка стоит от 500 долларов в сутки. Но надо понимать, что для того, чтобы выяснить, если ли у мужа любовница, при условии, что он встречается с ней раз в неделю, придётся следить минимум неделю. А если в эти семь дней не вышло встретиться? Придётся продолжать.
Но здесь ещё одна трудность есть. Когда человек с кем-то встретился, факт этой встречи можно как-то задокументировать, начиная с фото и заканчивая банальной записью даты, времени, места и описанием человека.
Если человек ни с кем не встретился, то получается некрасиво. Ну не изменяет муж, например. Даме приносят отчёт о том, где был супруг, а она не видит упоминания о злосчастной сопернице, и ей кажется, что её обманывают. И вот это самая неприятная ситуация, когда человек готов платить не за работу, а только за результат, который его устраивает.
То же самое бывает с пропавшими без вести. Например, исчезает бизнесмен, который является некой ключевой фигурой. Он нужен компаньонам… живой. За живого оплатят, а вот мёртвый им не нужен. За такое мало кто возьмётся, потому что по пропавшим людям у нас четверо из пяти — трупы.
— Все расходы оплачивает клиент? Всё по чекам и с отчётом?
— Безусловно. Всё с отчётами, но форма оплаты может варьироваться как в зависимости от конкретного дела, так и от людей. Есть случаи, когда предоплата 100% и обозначен определённый объём работ. Но так бывает редко. Чаще предоплата составляет 50% и остальное — в случае успеха.
— Как органы относятся к вам?
— Из моего личного опыта — отношение всегда позитивное. Когда детектив приходит в милицию (а приходит он в органы, когда дело криминальное), это значит, что человек выполнит работу за них, а им засчитают «палку». Все будут рады. Правда, говорят, что в последнее время появляются молодые и борзые детективы, которых не очень жалуют.
— У детектива есть оружие?
— По закону детектив имеет право на ношение оружия, но то оружие, которое нам разрешено, выдаётся на общих основаниях с обычными гражданами. Это газовый пистолет. Единственное спецсредство, на которое детективы имеют привилегированное право, — это специальные газовые баллоны, которые не так-то просто найти в продаже. Так что носим оружие, да.
— Наручники?
— Нет, специфика работы детектива не предполагает силовые задержания.
— Удостоверение?
— Да, конечно. (Максим достал карточку, похожую по размеру на страховое пенсионное свидетельство.
Тёмно-синий фон, фотография с печатью на одной стороне, на другой — ФИО, оружие, которое он может использовать, — «Черёмуха-10» и аналогов, срок действия удостоверения — пять лет. — К.Р.)
— А что происходит по истечении срока действия?
— Приходится пересдавать и продлевать. Недавно была введена ежегодная переэкзаменовка всех частных охранников и детективов заодно. Дело в том, что наша деятельность подчиняется единому закону, поэтому, когда государство начинает шерстить ЧОПы, попадаем и мы. Так что приходится пересдавать, да ещё за свой счёт.
— У частных детективов есть учебники?
— Специальных нет. Но есть литература, где имеется разбор частной детективной деятельности в России.
Чтобы знать основные положения закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», нужно просто пролистать его текст. Там нет ничего сложного. Чтобы работать с этим, надо знать тонкости применения. А чтобы сдать зачёт — просто просмотреть.
— Как клиенты вас находят?
— Первое время все начинают с рекламы. Я начинал с рекламных объявлений в газете «Сделка», «Из рук в руки» и «Услуги и цены». Через какое-то время надобность в такой рекламе фактически отпала, потому что те люди, которым я оказывал помощь, рассказывали обо мне своим знакомым. Положительную репутацию я заработал где-то за год и больше рекламы не давал.
— Желания сменить работу не возникало?
— Меня никто не заставляет заниматься этим с максимальной нагрузкой. Здесь одно из главных преимуществ — это то, что работа позволяет не иметь начальника над головой и самому определять и объёмы работы, и количество заказов. Во многих случаях, если я вижу, что я достаточно загружен и нет необходимости брать дополнительно заказы, я могу перебрасывать клиентов на кого-то из знакомых.
Вообще, интересная особенность частной детективной деятельности в России, как минимум в Москве, заключается, в отличие от Европы и США, в практически полном отсутствии конкуренции. Если в Нью-Йорке действуют несколько крупных агентств и пара тысяч частников и каждый из них вторгается на территорию другого, то у нас в России такого нет.
Сказывается национальный менталитет. У нас огромное количество людей предпочитают вопросы частного сыска решать самостоятельно. Всё, что нужно найти, часто обнаруживается путём общения со знакомыми. Во-вторых, очень большие требования к знанию специфики такой работы; связано это со своеобразием криминальной среды и особенностями правоохранительных органов, без сотрудничества с которыми далеко не продвинешься. Человек с улицы стать детективом, скорее всего, не сможет. Лицензию получит, но полноценно работать не сможет.
Многие становятся детективами, выйдя в отставку в милиции. Но перестроиться выходит не у всех, ведь в частной детективной деятельности совсем другая специфика работы и другие приоритеты.
Таким образом, то ограниченное число людей, которые этим могут заниматься, достаточно успешно делят между собой рынок. Вклиниться новому игроку в крупный детективный бизнес сложно, а мелкому требуется очень много сил, чтобы прокормиться. Это не настолько хлебное занятие.
— К кому обращаются чаще? К агентствам или к частникам?
— Многие частные детективы и детективные агентства имеют свой профиль работы. Например, специализируются на финансовых махинациях, разыскивают через различные банковские проводки краденые деньги. Есть люди, которые занимаются поиском и сбором информации о каких-то крупных компаниях и их внутренних делах. Кто-то специализируется на корпоративных расследованиях, узнавая, кто украл секретные документы или сливает информацию конкурентам.
Есть те, кто работают, сидя на какой-то теме, потому что есть определённый выход. Часто работают по базам данных. Сейчас это достаточно популярно, потому что лет десять назад адресно-телефонные базы находились в открытом доступе в интернете, что было безумно удобно, потому что, имея номер городского телефона какого-то человека, можно было узнать, где он живёт. Сейчас базы из Сети убрали, но на рынках они, разумеется, продаются. Однако не все умеют этим пользоваться. Очень часто людям необходимо узнать координаты или данные человека и они обращаются с этим в агентство или к частнику, которые владеют вот этим секретным знанием в виде купленного за 100 рублей диска и продают с него информацию в розницу. Так что кому что нужно, тот туда и идёт. Крупный бизнес — в агентства, частники — к частникам.
— Цены на услуги частного детектива в Москве фиксированы?
— Есть общий уровень цен. У каждого агентства или детектива есть свои наценки и коэффициенты. Но есть серьёзная проблемы — очень много жуликов. Ребята размещают рекламу, предлагают бросовые цены, заключают договор, берут 50% предоплаты и ничего не делают, а после показывают текст мелким шрифтом, по которому они ничего не должны. Поскольку профессия детектива не является публичной, о них не пишут практически и не говорят.
Вообще, профессия детектива окружена мифами. И представления о частных детективах люди получают из кино и книг.
— Какие самые частые и яркие мифы?
— Самый яркий миф: мы постоянно следим за чужими жёнами. Эту реплику я слышу девять раз из десяти, когда говорю, что занимаюсь частной детективной деятельностью. Второй миф: наша работа переполнена всякими остросюжетными ситуациями, так как это бывает в литературе или на экране. Безусловно, случаются достаточно интересные и напряжённые моменты, но их не так много. Больше похоже на остросюжетный фильм, чем на боевик.
— Расскажите про самое интересно дело, которое вы расследовали!
— Ну вот, например, пропал парень. В тапочках. Испарился, выйдя за хлебом. Обратились родственники. Через три недели я узнал, куда, с кем и зачем испарился объект — парень целенаправленно скрывался от закона, потому что достаточно давно занимается преступной деятельностью. Родные были в шоке, они вообще не догадывались о том, что их сынок на такое способен. Правда, человека найти не удалось. Хорошо спрятался.
— А вы обязаны передавать вот такие дела милиции?
— Обязательно. Клиент платит за обнаружение человека, а не за то, чтобы его отмазали от правосудия. Ну, вообще бывает, что пропавшие люди связаны с криминальным миром, и такие дела, честно говоря, самые интересные и есть.
— Есть ли определённый набор личных качеств, с которыми нужно родиться или которые нужно развивать, чтобы добиться успеха на этом поприще?
— Главное — умение терпеливо ждать. В некоторых случаях требуется от нескольких часов до пары суток провести на одном месте. Умение ждать в приёмных кабинетах, в наблюдательных позициях и т.д.
На втором месте стоит коммуникабельность и умение общаться с людьми, знания и навыки в области практической психологии. Нужно уметь предвидеть некоторые шаги. Ну и не надо забывать, что на клиента нужно произвести хорошее впечатление!
Ещё одним важным навыком является актёрская игра. Помню, был заказ получить фотографию человека. Качественную! Есть три варианта: сесть в засаду на пути следования от работы до дома с длиннофокусным аппаратом, прийти к человеку домой и попытаться его сфотографировать там или прийти на работу, сочинить сказку, в которую все поверят, навешать всем лапши на уши, заставить человека попозировать вам и гордо удалиться. Я выбрал последний вариант. И получил отличную фотосессию!
— Есть какой-то минимальный набор аппаратуры, необходимый детективу?
— Наличие мозгов, я так полагаю. Лично я редко пользуюсь какой-то специальной аппаратурой, но у меня есть друзья-детективы, у которых целый арсенал, и при необходимости я всегда могу взять поносить что-то. А вообще всё зависит от характера работы. Тем, кто занимаются наблюдением, нужны и подслушивающая аппаратура, и видеоаппаратура: всякие скрытые диктофоны, камеры и длиннофокусные фотоаппараты. Для меня же главный источник информации — опрос.
— Как сейчас обстоят дела с заказами?
— Это обслуживающий бизнес, по сути. Он не является жизненно необходимым. И в условиях кризиса с заказами достаточно тяжело.
Комментарии