Таможенный союз: зыбкая надежда

Скажу откровенно – в успешное будущее через три дня вступающего в фазу реального существования Таможенного союза трех бывших республик Советского Союза лично я не верю; не верю – но, тем не менее, в глубине души храню трепетную надежду на чудо. Потому что более верить не во что…

С 1 января территория России, Беларуси и Казахстана становятся единым экономическим пространством – иными словами, внешние границы всех трех государств становятся внешними границами Таможенного союза; но в таком случае должны исчезнуть любые ВНУТРЕННИЕ таможенные границы – а вот с этим, несмотря на бодрые заверения лидеров трех государств, дело обстоит отнюдь не столь благостно; отказ от экономических ограничений внутри ТС больно ударит по интересам очень многих людей, крайне заинтересованных в том, чтобы эти ограничения продолжали существовать…

Во-первых, с началом функционирования ТС начисто теряет смысл как вся колоссальная предварительная работа по «Северному потоку», так и само строительство газопровода - который был измыслен путинской камарильей в качестве кнута для непокорной Беларуси (и немножко для острастки гонористых поляков). Теперь в пределах Таможенного союза все товары должны продаваться беспошлинно и по внутренним ценам производителя – то есть «газовые войны» с Беларусью окончательно и бесповоротно становятся анахронизмом. Но кремлевская ОПГ продолжает твердить о продолжении работ по Нордстриму – более того, ради этого газопровода Финляндии были подарены два года беспошлинного вывоза нашего кругляка, а Швеции выписаны дополнительные стомиллионные ассигнования на «экологические исследования». Логически возникает вопрос – ЗАЧЕМ? Разные благоглупости о «неуступчивости» Польши в вопросе прокладки второй нитки газопровода Ямал-Европа прошу не озвучивать – вся польская «принципиальность» стоит от силы миллионов двадцать евро; посему с 1 января 2010 года Нордстрим окончательно превращается в то, чем он и был изначально задуман – в гигантскую «пилораму», с помощью которой путинские «эффективные менеджеры» путем распила бюджета этой колоссальной «панамы» слегка поправят своё материальное положение.

Во-вторых, Таможенный союз практически обессмысливает строительство Балтийской Трубопроводной Системы, той самой пресловутой БТС-2, задуманной «кремлянами» с одной-единственной целью – наказать батьку Лукашенко за непокорность, изъяв из доходов белорусского бюджета плату за транзит российской нефти по «Дружбе». С 1 января 2010 года БТС-2 становится пятым колесом в телеге – ибо транзитные возможности «Дружбы» вполне отвечают потребностям экспорта российской нефти на запад, и строительство нефтепровода от Унечи до Усть-Луги – бессмысленная трата денег, выгодная лишь тем, кто, опять же, пилит бюджет этой стройки.

В-третьих, с созданием ТС российский олигархат лишается возможности задешево хапнуть белорусское «столовое серебро», комплекс «Нафтан-Полимир» - потому как в случае полноценного функционирования Таможенного союза новополоцкая нефтехимия вновь становится ключевым звеном экспорта нефтепродуктов в Европу, и на предложение продать её за бесценок со стороны кремлевских Лукашенко лишь рассмеётся в лицо подобным «инвесторам».

В-четвертых. Я не экономист, но полагаю, что без единой валюты Таможенный союз так и останется недо-СССР, экономическим ублюдком без будущего; причём вышеозначенная валюта не должна быть валютой одного из государств (потому что даже российский рубль, не говоря уже о теньге или белорусском «зайчике», полноценными деньгами не является), а должна быть абсолютно новыми деньгами, и эмитироваться эти деньги могут всеми тремя республиками (скажем, в соответствующих их ВВП долях). Но вопрос единой валюты пока висит в воздухе – слишком велики противоречия в валютно-финансовой политике между участниками ТС. Преодолеть их, создав единую валюту – дело гораздо более сложное, нежели учреждение Таможенного союза, хотя при наличии политической воли решить этот вопрос вполне возможно. Но её пока нет, и в ближайшей перспективе такая воля не просматривается…

В-пятых, Таможенный союз – это не собес, и любые разговоры о вхождении в него недогосударств Средней Азии и Закавказья в их нынешнем печальном состоянии надо пресечь в зародыше; здесь имеет смысл воспользоваться опытом Евросоюза, который перед кандидатами на вступление предъявляет чётко артикулированные требования. И первым из них имеет смысл огласить следующее: никакое государство не может претендовать на вступление в Таможенный союз до тех пор, пока его граждане массово мигрируют из страны в поисках заработка. Гастарбайтеры – первейший признак экономического неблагополучия, и до тех пор, пока среднеазиатские гастарбайтеры будут ломиться в Россию – ни о каком вступлении Таджикистана, Узбекистана и Киргизии в Таможенный союз не может быть и речи. Более того, ныне обретающиеся в России граждане вышеозначенных государств должны быть возвращены на Родину в течении ближайшего полугода, до 1 июля 2010 года - для того, чтобы единый рынок труда в границах Таможенного союза смог функционировать в полную силу, не страдая от демпинга со стороны среднеазиатских «гостей».

И шестое. Таможенный союз – объединение экономическое, но без военного союза он будет не до конца соответствовать своему предназначению – объединению России, Беларуси и Казахстана в единое социально-политическое пространство. Ещё раз - ВОЕННЫЙ СОЮЗ! Увы, но и это сегодня – лишь благое пожелание, несмотря на попытки России вдохнуть жизнь в созданный ею голем по имени ОДКБ…

У меня нет веры нынешним властителям наших государств – они изоврались и политически обанкротились, их слова пусты, а обещания фальшивы, они привычно лгут с экранов телевизоров и уже не знают, что такое правда, сохранение своей власти для них важнее соблюдения интересов нации; но в глубине души я продолжаю хранить надежду и веру в мой народ, не только создавший Русскiй Мiр, но и сумевший сохранить его в годины куда более тяжких испытаний, чем те, что мы переживаем ныне.

Ведь жить надеждой – это так по-русски…