Российских нефтяников отучат жечь газ
На модерации
Отложенный
Государственная дума России приняла в первом чтении законопроект о приоритетном доступе на рынок электроэнергии, произведенной за счет попутного нефтяного газа. До сих пор примерно половина такого газа в стране просто сжигается, что наносит значительный ущерб как экологии, так и бюджету.
Точных данных о том, сколько сопутствующего добыче нефти газа в России просто сжигается в факелах рядом с месторождениями или перерабатывающими заводами, на сегодняшний день нет. По оценке профильных министерств, речь идет не более чем о 13-15 миллиардах кубометров в год. Председатель правительства Владимир Путин недавно говорил о 20 миллиардах кубометров.
Однако американские специалисты приводят другие цифры. Согласно их данным, в 2007 году, например, Россия сожгла 50 миллиардов кубометров попутного газа, что стало худшим результатом в мире. Это количество сопоставимо с объемом природного газа, потребляемого за год крупной европейской страной. Нынешние цифры, по словам партнера компании RusEnergy Михаила Крутихина, еще более значительны. \"Если верить спутниковым оценкам американцев, то цифра может приближаться к 60 миллиардам кубометров, — говорит эксперт. — Если учесть, что Россия в Западную Европу экспортирует примерно 158 миллиардов кубометров газа в год, получается примерно третья часть всего этого экспорта\".
Аналитик Банка Москвы Денис Борисов предпочитает говорить о более скромных потерях. По его словам, если исходить из имеющихся приблизительных оценок, то объем сжигаемого ежегодно попутного нефтяного газа (ПНГ) составляет примерно 20 миллиардов кубометров, что сопоставимо с утилизируемыми объемами. \"Эти цифры достаточно условны, поскольку они могут варьироваться от месторождения к месторождению и от компании к компании, — говорит эксперт. — Тем не менее, проблема существует. 20 миллиардов кубометров по нынешним ценам — это примерно 1 миллиард долларов. А с учетом того, что попутный нефтяной газ можно использовать в нефтехимических производствах, то итоговые потери могут превышать эту цифру и составлять несколько миллиардов долларов\".Рынок газа в России по-прежнему не либерализован. Естественно, на этом фоне нефтяные компании опасаются вкладывать значительные средства, боясь не получить экономического эффекта и отдачи
Объяснение тому, что нефтяные компании не занимаются цивилизованной утилизацией всего добываемого попутного газа, Денис Борисов видит в отсутствии масштабного рынка сбыта по привлекательным для нефтяных компаний ценам, а также в отсутствии необходимой специальной инфраструктуры. \"Чтобы запустить проекты по утилизации ПНГ, требуются многомиллиардные капитальные вложения, — объясняет аналитик. — Рынок газа в России по-прежнему не либерализован. Естественно, на этом фоне нефтяные компании опасаются вкладывать значительные средства, боясь не получить экономического эффекта и отдачи\".
Первостепенная проблема — это, действительно, доступ к сетям, соглашается Михаил Крутихин: правительство принимает постановление о приоритетном доступе сухого отбензиненного попутного газа к транспортировке по национальной сети газопроводов, однако \"Газпром\" этому всячески препятствует. \"Второе — это, разумеется, высокие цены на такой газ, — указывает эксперт RusEnergy. — Из него надо вынуть все жидкие фракции и отделить еще кое-какие добавки. Стоимость такого газа, соответственно, повышается, и правительству не мешало бы принять какую-то, возможно, налоговую льготу для тех, кто его производит\".
По планам российского правительства, уже к 2012 году до 95 процентов всего добываемого в стране попутного углеводородного газа должно поступать на переработку. Впрочем, поставленная властями задача актуальна не для всех нефтяных компаний, работающих в стране. Некоторые из них, по данным Дениса Борисова, это топливо и так впустую практически не сжигают. Например, \"Татнефть\" и \"Сургутнефтегаз\" уже сегодня вышли на \"заказанный\" правительством 95-процентный уровень утилизации попутного нефтяного газа.
Впрочем, некоторые эксперты сомневаются, что к заявленному властями сроку все российские нефтяники сумеют довести долю поступающего в переработку попутного газа до необходимого уровня. Однако государство заинтересовано в решении проблемы и вряд ли будет переносить сроки, полагает Денис Борисов из Банка Москвы, так что к 2012 году уровень утилизации ПНГ по нефтяным компаниям должен составить 95 процентов. \"Пути решения этой проблемы разные, — отмечает аналитик.— Можно договариваться с потребителями этого газа (основным сегодня является компания \"СИБУР\"), можно пойти по другому пути и использовать попутный газ в качестве топлива для выработки электроэнергии на месторождениях\".
Однако, по мнению Михаила Крутихина, все нефтяники, которые могли получить выгоду от использования попутного газа в качестве топлива для выработки электроэнергии и тепла, это уже сделали — там, где поблизости от месторождения есть потенциальные потребители энергии, такие станции построены. Поэтому эксперт компании RusEnergy сомневается, что к 2012 году долю переработки ПНГ смогут увеличить все российские нефтяные компании. \"Эта цель достижима, если только нефтяные компании будут закрывать свои месторождения из-за убыточности, останавливая добычу только из-за того, что вместе с нефтью из недр пошел газ, — объясняет Михаил Крутихин. — Очень трудно это сделать, например, в Восточной Сибири, где просто нет чисто нефтяных месторождений, все смешанные — нефтяные и газовые\".
Тем временем о решимости российских властей добиться намеченной цели недавно говорил и президент Дмитрий Медведев. В своем послании Федеральному Собранию он потребовал прекратить транжирить содержимое российских недр, остановив \"варварское\" сожжение попутного газа.
Комментарии
Сцена развода в суде барона с женой. Выступает баронесса.
Баронесса -(артист Медведев)«Трудно говорить, когда на тебя смотрят столько сочувствующих глаз. Развод отвратителен вовсе не потому, что разлучает супругов, а потому, что мужчину почему-то называют «свободным», а женщину - «брошенной». Нет! Не унижайте меня жалостью, господа! Пожалейте лучше себя!.. Двадцать лет я смиряла его, я держала его в границах семейной жизни и тем самым спасала от него жизнь всего общества! Теперь вы разрубаете наши узы... Что ж! Вините в последствиях только самих себя... Не страшно, что я одинока, страшно, что он - на свободе!!!».
В суд входит барон Мюнгаузен(артист Ющенко)
Мюнхгаузен. О чём это она?
Зритель. Барона кроет.
Мюнхгаузен. И что говорит?
Зритель. Ясно что: подлец говорит, псих ненормальный, врун несчастный...
Мюнхгаузен. И чего хочет?
Зритель. Ясно чего: чтоб не бросал.
Мюнхгаузен. Логично.
Мюнхгаузен - суду. Некоторые пары созданы для любви, мы же были созданы для развода......."
Так и Газпрому конкуренты не нужны …
А теперь политологи в технологи подались.
Если максимально кратко, то проблема выглядит следующим образом. В нефти ВСЕГДА присутствуют растворенные газы (метан, этан, пропан, бутан). Содержание газов в транспортируемой нефти регламентировано. Согласно действующих норм по сбору и подготовке нефти к транспортровке, в самом конце установки находится т.н. "выветриватель" - аппарат работающий практически под атмосфепным давлением. Стало быть, получаем газ низкого давления. В нефтяном газе обычно пропана и бутана достаточно много. Следовательно, чтобы загнать его в компрессор и далее в газопровод (для справки - в газопроводе около 55 ат) нужно делать низкотемпературную сепарацию газов. Допустим, сделали, и куда девать пропан-бутан. Только дожигать.
Директивами от высокого начальства законы природы в сторону не подвинеш. Хотя работать в направлении утилизации нужно обязательно.
Нижневартовская ГРЭС, на которой в настоящее время действуют два блока мощностью по 800 мегаватт (третий в процессе строительства) работает полностью на попутном газе, который собирается с близлежащих месторождений.
\"Сургутнефтегаз\" уже несколько лет для обеспечения электроэнергией своих месторождений (а на каждом из них все механизмы работают от электричества) использует компактные электростанции, работающие на попутном газе.
Все прочие нефтяные компании тоже могли бы найти применение попутному газу, но в этом они не заинтересованы, нет стимула. Дай Бог, чтобы правительство сумело убедить нефтяников не сжигать газ. О потерях газа в рублях в статье этой сказано, но не сказано о том, как сжигание газа влияет на экологию. А из-за шлейфов от западно-сибирских факелов уже лед в Северном Ледовитом океане покрывается чёрной плёнкой, т.е. начинает таять быстрее. Вот это самая большая беда.
Разумного выхода из этого положения в мире пока не найдено
1. Компрессор не три копейки стоит.
2. Пропан-бутан все равно сжигать придется (за искл. используемого на технологию).
3. До магистрального газопровода еще "дотянутся" надо.
И многое другое.
Я работаю в этой отрасли и, поверьте, проблем очень много. Директивами их не решить. Нужны ОЧЕНЬ серьезные кап. вложения.
Если из газа, то нужно ставить котел высокого давления, а за ним турбину. Мороки очень много.
Газ непосредственно на промысле используют в приводе компрессора, подогревателе теплоносителя или (очень редко) в котлах малой мощности.
Метан-этан чаще всего подается потребителю, а вот пропан-бутан дожигают. Для того, чтобы довести его до кондиционных параметров нужно ставить ректификационную колонну. В общем и целом - все упирается в кап. вложения.
Поскольку НК "Сургутнефтегаз" сумела каким-то образом избавиться от сжигания газа - они на многих мр установили небольшие электростанции - значит, технология есть, её могут и другие нефтяники приобрести и внедрить, а потом не зависеть от поставщиков электроэнергии.
Было бы желание.