В Украине процветает торговля донорскими органами

На модерации Отложенный

«Продам почку. Цена 10 тысяч евро, торг уместен. Посредникам благодарность - 10 %. Мне 33 года, абсолютно здоров. Группа крови 1 (+). Венерическими и инфекционными заболеваниями не болел. Готов пройти все медицинские обследования. Отвечу на серьезные предложения. Тел...».

«Стану донором печени, почки, костного мозга. Группа крови - 1(+), полностью здоров. Анализы в норме. Гепатитов, СПИДа, сифилиса - нет. Тел...»

Объявлениями подобного содержания кишит Интернет. А ведь, говорят, черное донорство в Украине напрочь отсутствует. Но может, брезжит у меня догадка, это наши доблестные работники прокуратуры таким образом конспирируются, дабы уличить преступников? Набравшись смелости, звоню по одному из указанных номеров телефона. Отвечает мужской голос.

- Вы уже нашли покупателя на почку? - спрашиваю.
- Нашел, но готов рассмотреть и ваше предложение. Сколько обещаете заплатить?
- 5 тысяч евро, - называю первую пришедшую на ум сумму.
- Ну, на 5 тысяч у меня уже есть клиент. Впрочем, перезвоните через недельку. Может, после тщательных анализов мой орган больному не подойдет, - ответил мужчина и положил трубку.

Нет, на правоохранителей это не похоже. Интересно, кому же незнакомец продал свою почку, если торговля человеческими органами у нас строго запрещена законом?

Стоимость органа меньше зарплаты нардепа

22-летний Максим из Харькова разместил объявление о продаже своей почки уже давно, но вот серьезных покупателей ему так и не удалось отыскать.

- Звонят больше ради прикола. Правда, было и несколько реальных предложений, но меня не устроила низкая цена - один раз предлагали 2 тысячи долларов, а другой - 5 тысяч. Но я хочу не менее десяти, - поделился сокровенным парень.

-Зачем тебе такой риск - остаться без почки? - спрашиваю.

- На эти деньги собираюсь получить образование. Я - сирота, помочь некому. А с одной почкой, говорят врачи, можно жить до глубокой старости.

Цена человеческого органа на «черном рынке» колеблется от 250 тысяч долларов (сердце) до 2 - 5 тысяч (роговица глаза). Почка стоит относительно недорого - 2 - 20 тысяч «зеленых», печень будет подороже - 5-50 тысяч (в зависимости от количества долей), костный мозг - 40 тысяч долларов.

Максим не единственный, кто не может отыскать покупателя на свой беспрецедентный товар. Судя по количеству объявлений, желающих продать себя по частям много. Люди, доведенные до отчаяния нищетою, торгуют единственным, что у них осталось, - своими органами. Некоторые готовы даже продать сердце, чтобы решить таким образом проблемы своей семьи, помочь близким.

Вместе с тем, в Украине сегодня 2,5 тысячи пациентов ожидают пересадки почки, тысяча - сердца и столько же - пересадки печени. То есть ежегодно в трансплантации нуждаются около 5 тысяч больных.

«Таких денег мне не собрать»

32-летняя Тамара Михайличенко (фамилия по просьбе женщины изменена) в Институте хирургии и трансплантологии АМН Украины находится уже два года. После болезни у женщины отказали почки, и теперь два раза в неделю она должна проходить мучительную и сложную процедуру гемодиализа. Это очищение крови больного через аппарат «искусственная почка». Тамара - не киевлянка, живет в небольшом селе в 160 километрах от столицы. Если она пропустит хоть один гемодиализ, то это может стоить ей жизни.

- Я бы могла приезжать сюда два раза в неделю, но билеты на автобус очень подорожали. Меня пожалели и разрешили остаться в институте, - рассказывает женщина.

Спасти Тамару может только пересадка почки, но родственников, готовых пожертвовать своим органом, у нее нет.

- Дома у меня остались только муж и сын, но муж не может стать донором из-за биологической несовместимости, - объясняет женщина.
- А если бы законом было разрешено, то вы купили бы почку? - спрашиваю.
- Это очень дорого, боюсь таких денег мне не собрать, - в голосе Тамары звучит отчаяние. А потом уже спокойно добавляет: - Я уже смирилась со своей судьбой, лишь бы мой ребенок никогда не знал подобных мук.

Закон против спасения жизни

В течение последних 30 лет у нас выполнены всего 4 пересадки сердца, 58 пересадок печени и менее 2000 операций по трансплантации почки. Главной причиной проведения столь малого количества операций хирурги-трансплантологи считают нехватку донорских органов. Ведь украинское законодательство запрещает изымать их у умерших без согласия родственников. С одной стороны, таким образом наш закон защищает права человека даже после его смерти, а с другой - немало больных теряют последний шанс на жизнь, который им могла бы дать пересадка органов.

В нашей стране центры, которые могут проводить операции по трансплантации, определены законом. Их у нас пять - в Киеве, Донецке, Одессе, Львове и Запорожье.

В Украине нет частных клиник, занимающихся пересадкой органов, только государственные бюджетные учреждения. Стоимость операции составляет около 3-5 тысяч гривен.

Как сообщил директор Национального института хирургии и трансплантологии АМН Украины Юрий Поляченко, в Украине операции по трансплантации органов проводятся за государственные средства в плановом порядке. Но, так как бюджет ограничен, в Институте рады любой благотворительной помощи.

За границей расценки, конечно, совсем другие. Например, стоимость операции по пересадке сердца в Австрии, Венгрии или Чехии - до 200 тысяч долларов. Сумма эта, кроме стоимости самой операции, включает содержание в больнице, медикаменты, расходы на реабилитацию. Чтобы не происходило отторжение чужого органа, человек, перенесший трансплантацию, всю жизнь должен принимать иммуносупрессанты - препараты, подавляющие иммунитет. А это тоже влетает в хорошую копейку. Но за границей больной, нуждающийся в трансплантации, может купить орган у донора или, на худой конец, дождаться своей очереди на трансплантацию органа умершего человека. У нас же подобное возможно лишь, если обойти закон.

Тайну соблюсти непросто

- За последний год украинские врачи провели всего 254 операции по пересадке органов. В основном - почки и печени. У нас, как правило, осуществляется «семейная трансплантация»: орган пересаживается больному от его родственника. Трансплантации органов чужих умерших (трупной трансплантации) на сегодня почти не существует, поскольку ее нельзя проводить без согласия близких погибшего, - рассказывает Юрий Поляченко.

Так что если не удастся отыскать родственника, который отдал бы ему свой орган (при условии, если он подойдет), то шансы на полноценную жизнь у больного фактически равны нулю.

- Но, по заключениям Европарламента, Украина занимает одно из первых мест по «черному» донорству. Как это можно объяснить? - спрашиваю директора Института хирургии и трансплантологии.

- Так называемым «черным» донорством должны заниматься правоохранительные органы. Бывают случаи, когда больной приводит потенциального донора, который нотариально удостоверяет согласие продать свой орган. Однако мы отказываем ему в пересадке, потому что продажа человеческих органов у нас запрещена законом. Что касается криминальной трансплантации, так у нас она не возможна - ни технически, ни морально.

Юрий Поляченко уверяет: - Чтобы перечислить хирургов-специалистов нашей страны, которые могут провести такие операции, достаточно пальцев рук. За каждым из них - бригада медиков других специальностей - начиная от врача-диагноста и заканчивая реаниматологом. Они проводят осмотры пациентов и доноров, оформляют документы, а сама пересадка технологически может быть осуществлена не в какой-нибудь подпольной операционной, а только при помощи высокоспециализированного оборудования. Еще существует так называемый этический комитет, который проверяет документы, предоставленные посредниками или родственниками больного.

Политики молодели за счет не рожденных младенцев

Первое уголовное дело по факту торговли человеческими органами в Украине возбудили в прошлом году. Тогда всю страну потрясло известие о том, что 36-летняя женщина собиралась продать своего четырехлетнего сына на органы. Сначала почку ребенка она оценивала в 50 тысяч американских долларов, однако когда покупатель с такой суммой не согласился, сбросила цену до 45 тысяч «зеленых». К счастью, правоохранители вовремя остановили эту горе-мать.

А вот случаи, связанные с криминальной пересадкой органов, у нас были и до этого. Несколько лет назад уголовное дело по факту противозаконной трансплантации человеческих органов было заведено в Донецкой области. Этим «промыслом» занимались врачи одной из частных клиник Мариуполя. Были установлены факты, когда беременные женщины за 200-300 американских долларов сознательно шли на аборты, доносив ребенка до нужного срока ( когда возраст клеток эмбриона пригоден для изготовления так называемого эликсира молодости). Как утверждают в Генпрокуратуре, часто срок беременности превышал разрешенный украинским законодательством для проведения абортов.

Врачи провоцировали выкидыш, а потом у еще живого плода отбирали нужный им материал, из которого изготавливали дорогие препараты для омоложения организма. Клиентами клиники были состоятельные люди.

Почку купили у сестры

В 2001 году в нашей стране был еще один крупный скандал с нелегальной трансплантацией органов. Имеется в виду знаменитое «дело детей», когда львовских врачей обвиняли в продаже на органы младенцев (позже прокуратура закрыла дело, заявив, что обвинения не были доказаны), а также в торговле почками, которые изымались из тел погибших в авариях и бомжей, и продавались за рубеж, в основном в Израиль и Турцию. Каждая почка оценивалась в 19 тысяч долларов. Но это дело, образно говоря, замяли. После этого в милицию начали поступать жалобы родственников пропавших без вести людей по поводу того, что их близких якобы выкрали на «органы».

- Это все «страшилки» для неосведомленных. Сделать бизнес на чужой почке - слишком сложно. Во-первых, нужно вынуть ее у человека (пардон, трупа), у которого сохранился (или искусственно поддерживается) кровоток. Во-вторых, нужны стерильные условия и особый раствор - кустодиол, стоимостью от 70 долларов за литр. В течение 24 часов эта почка должна быть пересажена больному. Причем, не кому попало, а тому, кому подойдет по всем параметрам. Поэтому органы чужих людей пересаживают редко, чаще находятся родственники со сходными параметрами органов. Сколько из них отдают почки бесплатно (как правило, это ближайшие родственники - мать, отец, дети, братья и сестры), а сколько за деньги - тайна не коммерческая, а семейная. Я знаю семью, где мать, которая по показаниям не могла отдать больной дочери почку, купила ее у своей сестры за 5 тысяч долларов, - рассказывает врач-уролог Виктор Гаврилов. - И я уверен, что таких случаев очень много - чтобы спасти родного человека, люди жертвуют всем, даже жизнью.

Компетентно

Чтобы не было «черной трансплантологии», необходимы изменения в законодательной базе, утверждают медики.

- Сегодня главная проблема - неготовность общества признать трансплантацию необходимой отраслью медицины. Люди еще не дозрели, чтобы отдавать органы ради спасения других. Хотя, следует отметить, законодательная база в Украине отвечает всем критериям стран Евросоюза. С такими законами Испания и Германия удачно справились с проблемой донорских органов. Чтобы решить ее у нас, при помощи общественных, религиозных организаций, СМИ нужно возвращать доверие общества к врачам и медицинским институциям. Например, в Испании, благодаря очень мощной информационной кампании, поддержке церкви в течение 10 лет удалось достичь почти фантастических успехов в трансплантологии. Проблемы трупного донорства у них вообще не существует. С другой стороны, правительство Ирана позволило гражданам продавать свои органы, и там тоже снята актуальность вопроса поиска органов. Однако я категорически против того, чтобы Украина шла путем Ирана. Мы еще не дозрели до этого ментально, и следствием снятия запрета на продажу человеческих органов может стать множество уголовных дел. Но испанская модель для нас могла бы оказаться очень интересной. В Испании работает телеканал, по которому ежедневно транслируют передачи о людях, отдавших свои органы ради спасения других, рассказывают о тех, кому проведены пересадки, ведут дискуссии. В результате о трансплантологии в обществе сформировалось позитивное мнение, - считает Юрий Поляченко.

Как сообщила председатель комитета ВР Украины по вопросам здравоохранения Татьяна Бахтеева, сейчас готовится новый законопроект о трансплантации органов.

- По моему мнению, в первую очередь требует изменений статья 16 действующего Закона Украины «О трансплантации органов и других анатомических материалов человека» с тем, чтобы разрешение на пересадку органов человек мог дать еще при жизни. Иными словами, чтобы каждый из нас мог свободно составить документ, в соответствии с которым при несчастном случае и установлении смерти мозга медики могли бы изъять органы для трансплантации. После доработки новый законопроект будет вынесен на широкое общественное обсуждение, и, только изучив мнение украинцев, автори будут решать - вносить такие изменения или нет, - считает народный депутат.

Как у них

В Британии каждый желающий стать донором может зарегистрироваться в реестре доноров органов национальной службы здравоохранения и получить соответствующее удостоверение с фотографией. Однако прежде чем изъять органы, спрашивают разрешения у родственников.

В Австралии среди населения очень низок процент жертвования органов. Чтобы его увеличить, правительство в 2005 году разослало населению специальный бланк согласия, имеющий юридическую силу.

В Иране продажа почек законна и находится под контролем правительства.

Китай часто обвиняют в злоупотреблении решений о смертной казни, чтобы забирать органы казненных преступников.

Футболистов собирались пустить под нож?

В разгар международного скандала с «черными трансплантологами» совсем незаметной прошла информация о том, что сотрудники Государственной пограничной службы Украины в Закарпатской области задержали правонарушителей, пытавшихся незаконно вывезти за границу четверых мальчиков, выдавая их за футболистов. Детей везли микроавтобусом Mercedes через пункт пропуска «Малый Березный». Кроме водителя и несовершеннолетних пассажиров в автобусе находились двое мужчин и женщина. Во время паспортного контроля мужчины представились тренерами футбольной команды, а женщина - матерью одного из мальчиков. Они сообщили, что едут на международный футбольный турнир в Данию. При собеседовании выяснилось, что мужчины не имеют никакого отношения к тренерской работе и познакомились со своими «подопечными» всего несколько часов тому назад. Кроме того, документы для перевозки детей были оформлены ненадлежащим образом. Пограничники установили, что родители мальчиков в настоящее время находятся за границей, поэтому не могли дать разрешение на вывоз своих детей. Пограничники допускают, что ребята могли стать жертвами охотников за донорскими органами.


Миша спокойно «оперировал» в Донецке

Громкое дело Михаэля Зиса, о котором уже не раз писали «ВВ», подтверждает, что купить чужую почку по «липовым» документам, удостоверяющим, что донор якобы является родственником больного, у нас вполне возможно. Напомним, что израильская полиция в результате кропотливой работы вышла на след, который сначала привел в киевскую частную клинику, а потом в Донецкий центр трансплантации почки. Именно здесь, по данным израильтян, проводил операции доктор Михаэль Зис, возглавлявший международную преступную группировку. Однако ни украинское МВД, ни отечественные врачи не подтверждают фактов незаконной трансплантации. Да, Зис присутствовал во время трансплантаций, но в них не участвовал. Да и сами операции проводились на вполне законных основаниях. После того, как за дело взялся Интерпол, а израильские следователи указали, где именно на территории Украины пребывает главный обвиняемый по делу о «черных трансплантологах», донецкая милиция его (вполне легально живущего в нашей стране, но объявленного при этом в международный розыск) арестовала. О том, что дело было поставлено на широкую ногу, свидетельствуют израильские полицейские. По их данным, были задержаны десять подозреваемых. Они занимались тем, что искали доноров, согласных продать почку, и тех, кто в ней нуждался. Оказалось, что продавали почки, в основном, выходцы из бывшего СССР, в том числе Украины. Взятые у них органы злоумышленники пересаживали богатым клиентам - гражданам Израиля и стран Европы. Доноры получали за почку около трех тысяч долларов, нуждающимся в пересадке пациентам операция обходилась в десятки раз дороже. А началось все с того, что в полицейское отделение одного из северных округов Израиля обратилась молодая женщина с жалобой на то, что ей не заплатили за почку. Решилась она на донорство, поскольку нуждалась в деньгах. Увидев в газете объявление: «Требуется донор, который пожертвует почку для трансплантации за солидное денежное вознаграждение», несчастная позвонила по указанному номеру телефона. Все оказалось достаточно просто и на первый взгляд вполне легально. В больничных условиях ей сделали необходимые анализы, подтвердившие ее пригодность на роль донора, затем отправили в Украину (тоже легально, все документы были надлежащим образом оформлены), там удалили почку. Женщина вернулась в Израиль, надеясь сразу по возвращении получить деньги, но тщетно.

Говорят, за освобождение Михаэль Зис сразу предложил милиционерам 110 тысяч долларов. Но те оказались неподкупными. В конце концов, в июле этого года Ворошиловский районный суд освободил подозреваемого, взяв с него залог 17 тысяч гривен. Очевидно, служители Фемиды считают «черную трансплантацию» менее опасной для общества, чем кража.