Лучшей книгой года в России признан роман о блокадницах
В Москве назван лауреат литературной премии \"Русский Букер\". В третий раз за 18-летнюю историю награды им стала женщина. Лучшей книгой года признан исторический роман \"Время женщин\" Елены Чижовой о ленинградских старухах-блокадницах, лимитчице и ее дочке с двойным именем Сюзанна-София, живущих в коммуналке.
Как рассказала сама петербургская писательница, в произведении она описала судьбу своих родных, переживших блокаду Ленинграда, - сообщает радио \"Маяк\".
Объявленный еще весной состав букеровского жюри, куда вошли прозаики/критики Павел Басинский и Майя Кучерская, писатель и историк литературы Алексей Варламов, актер и литератор Владимир Рецептер, а также известный поэт и прозаик Сергей Гандлевский в качестве председателя, выглядел практически гарантией - казусу, подобному скандальному награждению \"Библиотекаря\" Михаила Елизарова в прошлом году, не повториться.
Шорт-лист, оглашенный в октябре, эти предчувствия скорее оправдал. Большинство романов-претендентов выглядели вполне традиционно \"букеровскими\", то есть так или иначе утверждающими декларируемую премией \"гуманистическую систему ценностей\" и продолжающими мейнстрим отечественной словесности, - пишет \"Коммерсантъ\". - До вручения неделю назад дорогостоящей премии \"Большая книга\" букеровским фаворитом считались \"Журавли и карлики\" Леонида Юзефовича, и не выиграй этот роман там, быть бы ему наверняка букеровским лауреатом. Но дублировать премии не принято. Лауреатом стала книга Елены Чижовой \"Время женщин\" - роман о том, как в начале 60-х годов в ленинградской коммунальной квартире три старухи растят маленькую немую дочь соседки.
Говоря однажды о замысле \"Времени женщин\", писательница сказала, что ее занимает вопрос: \"Почему в России нет исторической памяти?\". Для себя она объясняет проблему так: \"На войне или гражданской войне, в первую очередь, в боевых действиях участвуют мужчины и в гигантском количестве они погибают.
И вот так как-то получалось, что у нас в 20-м веке носительницами исторической памяти могли быть только женщины\".
В собственном детстве автора присутствовали постоянные разговоры о блокаде и других ужасах войны: \"У меня было ощущение, что это такая норма\", - приводит слова Чижовой Lenta.ru. - Героини \"Времени женщин\" - старухи Гликерия, Ариадна и Евдокия спокойно говорят о страшном, они живут в ужасном, и при этом ухитряются не сетовать и не роптать, попирая тем самым ад. В аду живут и младшие женщины - работница Антонина, которую убивает рак, и ее дочь Сюзанна, немая девочка, которая, в конце концов, заговорит. Ее немота - это идеальный фон для сплошного потока взрослых разговоров, где сквозь кошмар быта прорывается метафизический ужас.
Игорь Шайтанов, литературный секретарь премии, по окончании пресс-конференции, на которой стало известно имя нового лауреата, сказал, что в 2009 году в отличие от 2008-го жюри в известном смысле решило навязать свою точку зрения читателям и наградить автора, чье имя малоизвестно, но чьи тексты заслуживают пристального внимания.
В романе-победителе, во-первых, нет никакой гигантомании, никакой попытки ответить на все главные русские вопросы или объяснить историю. А во-вторых, в нем есть настоящая боль и вообще настоящее чувство, - отмечает \"Ъ\". - Другое дело, что пробираться к нему нужно сквозь нагромождение уменьшительных суффиксов и надоедливую напевность. Но это вообще беда большинства наших авторов - они пишут прозу, и это мешает им писать книги.
Писательница, вышедшая получать приз, посвятила эту награду памяти своих бабушек, \"которые не дожили до крушения ужасной советской системы\". \"И я рада,- продолжила она,- что евангельские мотивы, советские выражения и русский фольклор достучались до сердца жюри\".
Комментарии