Правда о России. Взгляд художника
Иногда и сквозь ложь совковой пропаганды прорывалась правда о той России, которую мы не знали вовсе. То в "Тарантасе" В. Сологуба мелькнут удивительные строки о русских купцах, не признававших долговых расписок, а действовавших только "по совести". То в кадрах "дореволюционной" кинохроники мелькнут вдруг абсолютно счастливые лица крестьянских детей. А то вдруг и современник-писатель, чудом обойдя сволочную советскую цензуру, с совершенно неожиданной стороны анализирует картину великого Василия Сурикова. Таковы строки Владимира Солоухина, включенные им в знаменитые "Письма из Русского Музея". Привожу их почти полностью.
"Он (Суриков) был одержимым художником, а любовь к своему народу, чувство народа были его основной натурой. Только на время выронил он кисть из рук. Нужно же было инстинктивно, непроизвольно схватиться за раненое место. Год спустя он едет на родину в Красноярск. Его могучие душевные резервы пришли в движение и действие. И вот вам великая загадка человеческой психологии вообще и психологии творчества, в частности. В наиболее мрачный и тягостный период своей жизни Суриков создал самое яркое, самое жизнеутверждающее полотно. Оно все как один сплошной крик радости, вспышка веселья, смеха. Такое можно было сотворить только от избытка и физического и духовного здоровья, вдруг плеснувшего через край. Вероятно, такого здоровья было действительно много у народа, к которому художник обратился в конце концов в тяжелую для себя минуту.
Вы только вглядитесь, с какой любовью выписано каждое лицо: девичье, женские, мальчишечье, какой радостью светятся все они.
А ковер на санках, а горностаевый воротник, а эти разноцветные шубки, платки, кушаки и пимы, а эта удалая серьезность на лице седока-победителя! Красивый, веселый и благополучный народ в минуту своей удалой игры -- вот что такое "Взятие снежного городка".
Да, умеем ложиться на плахи ("Отойди-ка, царь, здесь мое место!"), умеем воевать, врезаясь клином в кучумовские орды, либо преодолевая заснеженные Альпы; умеем бунтовать (вскинутые боярыней два перста); умеем атаманствовать (летящая, как на крыльях, ладья атамана Разина); но умеем и веселиться.
Обязательно сходите в Русский музей, а, придя в него, постойте перед удивительным творением Василия Ивановича Сурикова -- "Взятием снежного городка". Поглядите, почувствуйте, какой была Россия!
Иногда ведь забудешься и смотришь, словно сказку: мало ли что можно нарисовать! Но Суриков, который без натуры не писал ни санного полоза, ни страннического посоха, ни пищали, ни пороховницы, -- он мог нам оставить только документ, и у нас нет никаких оснований сомневаться в подлинности суриковского документа. Вот почему я и эту картину считаю тоже исторической, как все остальные картины этого живописца-эпика".
Эти строки Владимира Алексеевича Солоухина, написанные в 1966 году, многих заставили задуматься и пересмотреть свое мнение о забитой царской России, "тюрьме народов"...
Комментарии
Если автор пересмотрел свое мнение..., то откуда взялся термин "совки"? Получил диплом у Новодворской? Или сказывается египетско-вавилонское рабство?