Глядя на восток и дальше
В то время как страны Восточной Европы нервно пританцовывают между почти нейтральной Германией, ревизионистской Россией и высокомерно-забывчивой Америкой, идёт поиск мощной посторонней силы, с серьёзными интересами в регионе, готовой употребить все виды влияния для поддержки суверенитета и независимости малых стран.
Когда-то в этой роли была Британия. Флот Её Величества помог балтийским государствам завоевать свою независимость после Первой мировой войны. Британия, кроме того, управляла восточной частью Грузии как протекторатом с 1918 по 1920 года и посылала смелую экспедицию в Баку, чтобы вытеснить присутствующих там большевиков. Но Британская имперская звезда угасла вместе с позором и славой, которые она несла. Кто заполнит эту пустоту?
Возможно, Китай. У него масса причин развивать присутствие в Восточной Европе, начиная с торговли, заканчивая геополитикой. Он выразил интерес к покупке «Эстонских авиалиний» (выставленных сейчас на продажу своим владельцем, SAS). Это предоставит Китаю «внутреннюю» авиалинию Европейского Союза и доступ к дешёвому аэропорту. Или представьте, что Китай одолжит Украине немного денег, чтобы оплатить счёт за газ на следующий год; возможно, в обмен на благоприятные условия приватизации некоторых активов, на которые долго зарится Кремль. Результатом таких шагов может быть то, что Китай твёрдо поставит ногу на «передний двор» России. С точки зрения Китая, это потенциально провокационный шаг, но также, возможно, и совершенно оправданный. Это может иметь и другие преимущества. Пекин был бы рад приобрести ещё нескольких союзников внутри ЕС или на его периферии, вдобавок к тем, что у него уже есть, — например, Кипру. Государство-член НАТО — это дополнительный бонус. Восточная Европа могла бы стать ещё и привлекательной дешёвой производственной базой, для того чтобы расширить свою долю рынка внутри ЕС, обойти протекционистские барьеры, высокие транспортные расходы и другие препятствия; одним словом, удовлетворить желание европейцев получать дешёвые товары, поставляемые напрямую из Китая.
Растущее китайское присутствие вернёт на карту восточноевропейские страны. Однако флирт всегда чреват обманом. Россия может быть сейчас помехой, но она слабеет. Отворачиваться от неё, давая растущему Китаю широкий доступ в Европу, может через 20 лет выглядеть опасной ошибкой.
Ещё одна проблема — это ценности. Некоторые ранее порабощённые нации (особенно чехи и литовцы) искренне возмущаются положением оккупированного Тибета. Далай-Лама (на фото) это почётный гость, а не пария, каким его, кажется, считают в Вашингтоне, при администрации Барака Обамы.
Нежелание ладить с коммунистами любого толка всё ещё присутствует на рефлекторном уровне в большей части стран региона. Когда принудительные трудовые лагеря — это часть вашей фамильной истории, вам может быть немного не по себе, когда вы добиваетесь дружбы со страной, чья система труда заключённых так неприятно смахивает на советский ГУЛАГ. Две страны — Латвия и Македония — близко подошли к установлению в полном объёме дипломатических отношений с Тайванем («Свободным Китаем» в терминах эпохи «холодной войны») в 1990-х. «Красный Китай» хочет доминировать в мире. Зачем ему помогать?
С другой стороны, забота о принципах не является препятствием на пути экономических связей, когда дело касается таких стран как Саудовская Аравия и Узбекистан. Если более тёплые отношения с Китаем дают возможность посткоммунистическим странам Европы теснее сближаться перед лицом российско-германского давления, многие могут возразить, что за это стоит заплатить.
Последний аргумент — это идея, что восточная Европа может помочь Китаю измениться. Российский хаос и упущенные возможности последних 20 лет китайскими политиками и общественным мнением рассматриваются как предупреждение. Они обращали мало внимания на успехи. Демонстрация того, что многопартийная система и главенство закона могут пустить корни после десятилетий однопартийной диктатуры — это потенциально мощный сигнал.
Комментарии