Новая архитектура ПРО США

Политика «перезагрузки» сталкивается с серьезным противодействием как на внутриполитияческом, так и на внешнеполитическом уровнях.

Российские предложения по включению Габалинской РЛС в новую систему ПРО США в Европе могут быть приняты администрацией Барака Обамы. Вместе с тем, политика «перезагрузки» сталкивается с серьезным противодействием как на внутриполитияческом, так и на внешнеполитическом уровнях.

23 октября глава Пентагона Роберт Гейтс заявил, что радар на юге России мог бы стать полезным дополнением к создаваемой США системе ПРО в Европе. «У них (Москвы) есть радар на юге России, который мог бы стать реальным активом во всеобъемлющей защите Европы, особенно от иранских ракет. И как я ранее неоднократно говорил, мы приветствовали бы партнерство с Россией в этом»,- сказал Гейтс на пресс-конференции после встречи министров обороны стран-членов НАТО в Праге. По словам Гейтса, новая архитектура системы ПРО в Европе, о создании которой объявил несколько недель назад Барак Обама, фактически создала более удобные условия для включения в нее радара в России, нежели проект старой системы. Соответственно, еще 13 октября российский МИД заявил, что Россия по-прежнему готова принять участие в создании коллективной системы ПРО совместно с США и НАТО, а предложения относительно включения в подобную систему российских РЛС в Армавире и азербайджанской Габале остаются в силе. Таким образом, интересы Москвы и Вашингтона в этом весьма проблематичном вопросе, вопреки всевозможным пессимистическим прогнозам, оказались совпадающими.

Отвечая на вопрос относительно того, насколько США готовы сотрудничать с Россией по ПРО, Гейтс отметил, что новый проект системы противоракетной обороны существенно облегчает присоединение к ней новых партнеров и координацию с ними. «Для нас намного легче стало соединить нашу систему с радарами и противоракетными системами союзников. Это справедливо и для России. Действительно, новую систему гораздо легче согласовать с российскими возможностями, как только они (россияне) захотят присоединиться к нам», — отметил Гейтс.

Напомним, что президент США Барак Обама и глава Пентагона Роберт Гейтс 17 сентября объявили о внесении корректив в планы по созданию системы противоракетной обороны. США не отказались от размещения наземных элементов ПРО в Европе, всего лишь отсрочив начало их развертывания до 2015 года. Полностью позиционный район ПРО, включая наземную структуру, будет создан к 2020 году в четыре этапа. До момента появления первых наземных объектов берега Европы будут патрулировать военные корабли США с ракетами-перехватчиками на борту. По мнению Пентагона, такая архитектура ПРО будет намного более гибкой, дешевой и в большей степени отвечать новым угрозам, нежели старая.

Позиция действующей администрации США по новой архитектуре системы ПРО вызывала непонимание и недоверие как лидеров ряда стран Центральной и Восточной Европы, так и политических оппонентов Барака Обамы в самих Соединенных Штатах. Более того, откровенно двусмысленные заявления исходили из военного ведомства США, являясь отражением внутриполитических противоречий. Так, 14 октября появилась информация о намерениях Пентагона разместить объекты противоракетной обороны США на территории Украины. \"Этот вопрос в состоянии рабочего обсуждения, он пока в достаточно начальной фазе\", — заявил украинский посол в Вашингтоне Олег Шамшур.Отвечая на вопрос о достоверности заявления помощника министра обороны США Александра Вершбоу относительно возможного размещения элементов ПРО на территории Украины, посол отметил, что речь идет об использовании украинских РЛС, расположенных в Севастополе и Мукачеве.

16 октября заместитель министра национальной обороны Польши Станислав Коморовский заявил, что в Польше будет размещена батарея американских ракет \"Пэтриот\" в боевой версии. Коморовский уточнил, что батарея перехватчиков \"Пэтриот\" будет находиться на польской территории на ротационной основе, однако, ее можно будет подключать к системе ПВО Польши. По его словам, Пентагон также выразил заинтересованность в размещении в Польше американских ракет SM-3.

19 октября Александр Вершбоу прибыл в визитом в Грузию для проведения заседания грузино-американской рабочей группы по безопасности, созданной в рамках подписанной Хартии о стратегическом партнерстве между Грузией и США. В этот день заместитель министра иностранных дел Грузии Александр Налбандов заявил о готовности разместить на терриотрии своей страны объекты ПРО США «Если американская сторона обратится к нам с такой просьбой, мы готовы ее рассмотреть»,- подчеркнул Налбандов. Подобные заявления вызвали вполне понятную озабоченность в Москве. Глава МИД РФ Сергей Лавров в специальном интервью российским СМИ отметил, что «Россия ожидает от США прояснений относительно планов по созданию альтернативной системы ПРО к 2018 году». «Отказавшись от планов по ПРО, США разработали альтернативную систему, которая на первом этапе не будет создавать сложности, связанные с третьим позиционным районом, но в отношении последующих этапов мы хотим получить большей ясности», — заявил министр,- «мы договорились активно работать, чем мы сейчас и занимаемся с нашими американскими партнерами, с тем, чтобы выполнить поручения президентов и сделать все с целью достижения новой договоренности об ограничении стратегических наступательных вооружений».

20 октября последовало разъяснение официального представителя Пентагона: США не рассматривают возможности размещения в странах, не входящих в НАТО, элементов своей системы противоракетной обороны в рамках «новой архитектуры» системы безопасности, заявил Александр Вершбоу. «Мы не проводим консультации с какими бы то ни было странами, не являющимися членами НАТО и мы не рассматриваем возможность размещения нашей новой архитектуры на территории стран-нечленов НАТО», — подчеркнул Вершбоу в своем интервью агентству «Рейтер», сделанное им во время визита в Грузию. Примечательно, что в этот день Германия объявила о своем намерении создать собственную систему ПРО. Инициатором этого проекта выступила немецкая компания OHB Technology AG попытается создать новую систему космического базирования, которая будет отслеживать пуски ракет средней дальности, сообщает AFP. Глава отдела коммерческого развития OHB Фритц Меркле отметил, что новый проект может стать альтернативой американской системе ПРО, элементы которой США планирует разместить в Восточной Европе. Новая система будет состоять из пяти спутников, расположенных на орбите приблизительно вдоль экватора. Компания OHB начала проводить исследования в этой области в начале прошлого года. По словам Меркле, на реализацию проекта потребуется приблизительно 500 миллионов евро. Разработку системы финансирует немецкое правительство, а также частные инвесторы.

Тем не менее, «война нервов» продолжалась. Шел дальнейший обмен острыми заявлениями, до последнего момента не способствуя прояснению ситуации.

21 октября премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что Польша считает новую конфигурацию системы ПРО США в Европе очень интересной и готова в ней участвовать.

«Я хочу подчеркнуть: проект ракет SM-3 новой конфигурации ПРО Польша считает очень интересным, нужным и готова в нем участвовать. Он будет служить нашим общим интересам», — сказал Туск. Он также отметил, что взгляды США и Польши на вопросы безопасности \"идентичны\". В ответном заявлении вице-президент США Джозеф Байден подчеркнул: «Цель нашей противоракетной обороны — обеспечить безопасность в свете растущих угроз Европе. Новая конфигурация системы ПРО в Европе повысит безопасность не только США, но также Европы, блока НАТО и Польши. Мы ценим, что Польша согласилась на размещение объектов системы ПРО».

Однако на следующий день генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен выступил за более тесное сотрудничество альянса с Россией по европейскому ПРО и Афганистану. Как подчеркнул Расмуссен в преддверии встречи министров обороны государств-членов блока в Братиславе, «НАТО и России необходимо совместно рассмотреть общие вызовы ХХI века». Некоторые российские военные эксперты, такие, как Владислав Шурыгин, расценивали такого рода противоречия в заявлениях Вашингтона и Брюсселя как некую «двойную игру» и называли все расчеты Кремля добиться участия России в ЕвроПРО «стратегической иллюзией».

В действительности проект сооружения третьего позиционного района ПРО США изначально стал предметом серьезных разногласий в самом НАТО. Достаточно вспомнить, как в сентябре 2008 года Румыния объявила о готовности разместить на своей территории систему ПРО, альтернативную американской, которую размещали у себя Польша и Чехия. Румынский министр обороны Теодор Малескану особо подчеркнул, что имел в виду создание противоракетного щита Европейского союза (ЕвроПРО). Глава военного ведомства Румынии также заявил, что потенциально принять участие в этом проекте могут еще две восточноевропейские страны — Болгария и Греция. Американская программа создания глобального противоракетного щита, в рамках которой в Европе было запланировано развертывание третьего позиционного района, сразу вызвала сомнения у европейцев. По мнению Теодор Малескану , система противоракетной обороны должна защищать все страны Европейского союза, в том числе Румынию, Болгарию и Грецию. Третий позиционный район эту задачу не выполняет. Примечательно, что годом раньше, как только США начали вести переговоры с Польшей и Чехией, аналогичную оценку дал америкамнским планам генеральный секретать НАТО Яап де Хооп Схеффер. На пресс-конференции в Брюсселе 12 марта 2007 года он заявил, что сооружаемый Вашингтоном противоракетный щит должен обеспечивать прикрытие всей территории ЕС. «Представители Пентагона»,- отметил глава Североатлантического альянса,- «утверждают, что система ПРО надежно защитит Европу, но при этом такие страны, как Турция, Италия и Греция потребуют дополнительных средств защиты, поскольку ближе других расположены к потенциальному агрессору — Ирану». Добавим, что данная оценка генсека НАТО полностью совпадала с мнением тогдашнего начальника Генерального штаба ВС РФ Юрия Балуевского и командующего Ракетными войсками стратегического назначения Николая Соловцова, которые неоднократно заявляли о необходимости соответствующего корректирования американских планов и в связи с этим предлагали использовать Габалинскую РЛС. Тем не менее, администрация Буша проигнорировала и конструктивные предложения российских военных, и вполне справедливую критику со стороны главы Североатлантического альянса. Новая администрация США сегодня демонстрирует намерения учитывать это мнение военных профессионалов, о чем свидетельствуют ведущиеся с Турцией и Израилем переговоры о размещении объектов американской ПРО на территориях этих стран, подлинно находящихся в радиусе действия иранских ракет.

Между тем, перспектива «перезагрузки» российско-американских отношений вызывает противодейтсвие со стороны всевозможных противников внешнеполитического курса Барака Обамы. Причем не только в вопросе о ПРО. Американский сенатор от Республиканской партии Джон Кил заявил, что Россия в течение нескольких лет нарушает договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), разрабатывая межконтинентальную баллистическую ракету РС-24. Как утверждает Кил, в соответствии с действующим договором СНВ-1 ракету РС-24 (по классификации Пентагона — SS-27) запрещено принимать на вооружение, так как она имеет разделяющуюся головную часть. Сенатор задался вопросом «почему русские ее испытывают?» и отметил, что Россия «нарушает если и не букву договора, то его смысл». В подкрепление своей позиции сенатор привел отчет Госдепартамента перед Конгрессом за 2005 год — в нем Комиссия по проверке соблюдения договора СНВ-1 заявляла о большом количестве «нерешенных вопросов», касающихся соблюдения договора. Однако какого рода были эти вопросы, сенатор Кил не уточнил.

Традиционные попытки вбить клин в российско-американские отношения предпринимают страны Балтии. Так, 24 октября глава МИД Эстонии Урмас Паэт, выступая в в Риге на конференции по внешней политике и безопасности, заявил: «Военные учения у границ стран Балтии свидетельствуют о том, что Россия по-прежнему использует существенные средства для борьбы с НАТО». Далее Паэт сказал, что «эти учения показывают стиль мышления, по-прежнему существующий в Москве и их целью было отрезать три страны Балтии от НАТО».

Еще один примечательный факт. 25 октября в немецкой газете Rheinischer Merkur вышла большая статья Збигнева Бжезинского. Бжезинский полагает, что тесное сотрудничество с Россией отвечает интересам США и Европы. Россия — не враг, но она все еще враждебно относится к НАТО. Эта позиция вряд ли быстро изменится, тем более, что «премьер-министр Путин в 2012 году снова станет президентом», пишет Бжезинский. Помимо этого, политика России по отношению к НАТО в последнее время направлена на внесение раскола как между США и Европой, так и между старыми и новыми членами альянса. Бжезинский считает, что взгляд НАТО на Россию должны определять две цели: во-первых, консолидация безопасности в Европе за счет тесных связей России с политическими и военными структурами Североатлантического альянса. Во-вторых, Россию следует включить в масштабную глобальную сеть безопасности. Прогресс в обоих направлениях потребует времени и терпения, но, возможно, новое поколение российских лидеров учтет, что эти цели «отвечают их основополагающим интересам». Тем не менее, возможность найти «взаимоприемлемые развязки» в наиболее остром вопросе российско-американских отношений сегодня существует. Как отметил президент России Дмитрий Медведев: «При прежней американской администрации даже разговор об изменении планов относительно третьего позиционного района был исключен». Конечно, не факт, что с возвращением республиканцев в Белый дом конфронтация не возобновится. Поэтому Россия должна быть готова к любому развитию событий и активно использовать существующие в США внутриполитические противоречия для защиты своих национальных интересов.