Что происходит в отношениях Израиля и Турции?

Грубая критика, которой подверг Израиль премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган за политику еврейского государства на территориях в целом и за проведение операции \"Литой свинец\" в секторе Газа - в частности, перевела Турцию (совершенно несправедливо) из категории дружественных стран в разряд чуть ли не вражеского государства.

В Израиле объясняют подобную критику панисламскими тенденциями правящей партии Турции, а также укреплениием связей Анкары с Тегераном и Дамском и стремлением Турции сменить западных союзников на мусульманские страны.

Неожиданно все забыли ряд принципиально важных фактов: именно Турции удалось возобновить диалог (пусть и косвенным путем) между Сирией и Израилем; несмотря на разветвленные торговые связи с Ираном, Турция не намерена сворачивать свои отношения с Израилем; связь Турции с Западом является важной частью стратегической концепции этого государства.

Критика, которой турецкое руководство подвергло Израилем, немногим отличается по сути от критических замечаний в адрес нашей страны, которые раздаются в разных странах Европы или в студенческих кампусах в США. Если турецкая критика выражается в более резкой форме, то одной из причин этому можно считать личную обиду Эрдогана, который за считанные дни до начала операции \"Литой свинец\" принимал у себя израильского премьер-министра Эхуда Ольмерта и даже инициировал опосредованное телефонное общение с президентом Сирии Башаром Асадом.

Предложение турецкого премьера выступить посредником между Израилем и ХАМАСом было отвергнуто официальным Иерусалимом. Вместо этого Турция была вынуждена наблюдать за военной операцией ЦАХАЛа \"Литой свинец\" в Газе, в ходе которой погибли сотни людей.

Публичное сведение счетов между Турцией и Израилем пытается сегодня затормозить министр Биньямин Бен-Элиэзер. Он предлагает Турции вернуться к роли посредника на непрямых переговорах между Израилем и Сирией. Это достаточно разумная и реалистическая идея, предлагающая оставить в стороне критику турецкого руководства в адрес Израиля, исходя из понимания, что личные обиды не могут лежать в основе взаимоотношений между двумя государствами, отдающими себе отчет в стратегической важности этих двусторонних связей.

Кажется, и турецкая сторона намерена преодолеть разногласия и возобновить нормальные отношения между обеими странами. Об этом свидетельствует заявление министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу. В то же время, резкие слова, сказанные в адрес Турции, главой израильского МИДа Авигдором Либерманом, принесли больше вреда, чем пользы. Стратегические интересы Израиля обязывают наше руководство как можно быстрее вернуться к нормальным и партнерским отношениям с Анкарой.

Следует со всей серьезностью отнестись к предложению возобновить турецкое посредничество на израильско-сирийском направлении. Следует воспользоваться предложением Турции по этому вопросу.