Япония может начать войну за Курилы

На модерации Отложенный

Японское правительство подтвердило официальный характер документа, называющего Курильские острова «северными территориями», «незаконно оккупированными» Россией. В интервью газете ВЗГЛЯД первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков отметил стратегическую ценность Курил, ради которой Токио может пойти на односторонние силовые меры. По его мнению, японцы рассчитывают на ухудшение состояния Российской армии.

− Константин Валентинович, в пятницу японские власти вновь подтвердили свою позицию насчет «незаконно оккупированных» Россией «исконно японских» Южнокурильских островов. Почему Токио пошел на такой демарш?

− Этот демарш может быть объяснен только тем, что японцы уверены: Россия слабеет, и ее вооруженные силы подошли к такому состоянию, когда не могут обеспечивать полноценную безопасность. В этих условиях появляется искус реализовать территориальные претензии к Российской Федерации.

− Политическими методами спор урегулировать можно?

− Политические методы эффективны в том случае, если они опираются на мощную военную силу. Это было всегда в истории человечества. Так есть, и так будет.

Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков

− Японский премьер Юкио Хатояма перед избранием на пост главы правительства заявлял, что намерен добиться прогресса в переговорах с Россией по Курилам за год−два. У него это получится?

− Возможны комбинированные воздействия по нескольким направлениям. Будет происходить активизация прозападных криминальных элит, которые находятся под контролем иностранных спецслужб, в первую очередь финансово-сырьевой олигархии, которая вывезла капиталы на Запад; теперь, если она попытается не выполнить указания западных спецслужб, деньги будут просто конфискованы. Японцы могут заставить их оказать влияние на российское правительство с целью принуждения его к отказу от Курильских островов.

Второе направление – экономическое давление на Россию через «большую семерку». Третье – информационное давление, где Россия будет выставляться как агрессор, что уже делается в рамках Евросоюза. И последнее – прямое силовое давление. В случае ослабления российских вооруженных сил в этом регионе Япония может пойти на односторонние силовые меры по оккупации «северных территорий».

− По предварительным прогнозам, запасы Сердинокурильского прогиба оцениваются в 1,2–1,6 млрд тонн условного топлива, а Кунаширской впадины – в 56–60 млн тонн. Токио заинтересован в этих ресурсах?

− Я бы рассматривал ситуацию шире. Контроль над Курильскими островами означает контроль над входом в Охотское море. А значит, это вопрос о рассечении, по сути дела, Дальнего Востока и Сибири на две слабосвязанные части. Основная транспортная коммуникация идет морем. Российская группировка вооруженных сил – Тихоокеанский флот – тоже в таком случае окажется рассеченной на две группировки, между которыми чрезвычайно сложно осуществлять оперативные маневры по той же самой причине. Японцы хотят контролировать не только углеводородные ресурсы, но и значительные рыбные ресурсы. Там очень благоприятная зона – краб водится и все остальное. Поэтому Япония получит огромный выигрыш, огромный выигрыш получат также США, которые стоят за ее спиной, поскольку Япония − подконтрольная США страна. Следующим ходом будет отсечение Камчатки.

− Юкио Хатояма заявил, что не согласен с решением вопроса об островах по формуле, предложенной СССР в двусторонней совместной декларации 1956 года, когда в качестве жеста доброй воли Москва согласилась передать Токио меньшую часть Южных Курил – остров Шикотан и ныне необитаемую гряду. Ради урегулирования территориального спора России следовало бы пойти на большие уступки?

− Мы можем предложить такой вариант, но он также будет отметен. Японцам нужны все острова.