Согласен единяться

На модерации Отложенный

В России который год ищут национальную идею. Опять, как в былые времена, заметались между различными «..измами». Идут жаркие споры между коммунистами, капиталистами, демократами, либералами, националистами и патритами. А другой стороны мы опять выбираем между Западом и Востоком, глядя в разные стороны головами с византийского герба.

Гермофродитная двойственность наблюдается у нас везде и повсеместно. Например, с большевистких времен у нас лучшая в мире конституция, но это никак не сказывается на качестве свобод личности, там декларируемых. Мы строили демократию с человеческим лицом, а получили то ли капиталлизм с нечеловеческим, то ли что-то бесформенное автократичное, с запашком анархии снизу и звуками чавканья сверху.

Но главная наша двойственность лежит в другом. В конце-концов все -измы, демократии, западные и восточные мировоззрения можно уложить в одну простую формулу: либо интересы общества превалируют над интересами отдельных личностей, либо наоборот. Надо бы нам прибиться к одному берегу, решить, что же главнее. Беда в том, что и в этом вопросе у нас «думаем одно, делаем другое» и тем самым у нас одновременно и то и другое, и можно без хлеба. Чуть-чуть беременны, одним словом.

У нас ведь и с больших трибун говориться, что личность у нас ого-го-го, но ей надо между делом нести пользу обществу, а не то посадим. Такого нет на Западе, где что законно, то разрешено и без всяких общественнозначимых подтекстов. Dura lex sed lex - закон есть закон (в вольном переводе). Я вспоминаю один поразивший вычитанный из газет случай, когда немецкий автомобилист сбил насмерть, по-видимому, неправильно ехавшего велосипедиста и при этом подал в суд на его вдову о возмещение вреда автомобилю, т.к. была вмятина от головы покойного. Все законно и справедливо, хотя с точки зрения общества, как-то не по-человечески. А с другой стороны Восток, где дело как известно, тонкое. Там, например, на площади не стесняясь расстреляли 1000 студентов и примкнувших к ним, но зато миллиарды людей стали жить лучше. Тоже как-то не по-человечески, но зато миллиард доволен за исключением тех несчастных. Мы же хотим по-человечески, а в результате ни то и ни сё. Возможно, это наш уникальный путь, но, похоже, не на этой грешной земле. «Слеза одного ребенка», пока никого не остановила, но слез, действительно, стало меньше по причине высокой смертности и большому числу абортов.

К сожалению, сейчас маятник качнулся в сторону личности и западного мировоззрения. Оно и понятно, большевики и Сталин сделали свое дело, а последующие руководители доделали. При этом либералы ими же и пугают, мол, в те времена для пользы общества убивали миллионами, так называемых, врагов народа, и глядя в глаза вопрошают: неужели мы хотим повторения этого? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно понять был ли большевизм-сталлинизм полезным с точки зрения общества. Мое мнение, что несмотря на успехи той государственной политики, в целом это была губительная эпоха, как для отдельных личностей, так и для общества в целом. Да, мы пробежали от сохи до ракет за рекордное время, и даже догнали и перегнали остальных, но когда бежишь марафон, то не стоит расходовать силы, как на стометровку, иначе выдыхнувшись, будешь безвольно лежать на дорожке, в то время как все остальные обгоняют на очередной круг, что мы и делаем. Во-вторых, хотя тогда и был демографический подъем, но проводилась мощная селекция на лояльность, в результате был внедрен вирус серости, страха и раболепия, который задержался в нашем организме и никак не выходит. Короче говоря, я веду к тому, что не стоит поддаваться на высказывания, будто превалирование общественного над частным интересом обязательно приведет к кровавой диктатуре. Там была другая история – частные люди, горстка, оказавшиеся на вершине власти, соблазнив свободой, навязали обществу свои проблемы. Может, конечно, и не так, но на пользу обществу, как мы сейчас видим, не пошло.

Кстати, я специально не говорил о коммунизме в хулительном смысле.

Я не большой знаток, но если коммунизм – это «от каждого по способности - каждому по потребности», то это золотая формула, к которой неплохо бы стремиться. В конце-концов, на этой идее построены наиболее крепкие общественные институты: семья, монастырская община, те же секты и тайные общества, говорят, даже японские корпорации что-то там себе внедрили. И пусть с точки зрения закона джунглей не справедливо кормить и выхаживать больных и престарелых, но с общественной точки зрения, это несет так или иначе приносит пользу. Во всяком случае эта формула гораздо лучше, чем теперешняя - «выживает сильнейший».

Что-то мне говорит, что чистая модель с правами личностями и начихательством на общество – тупиковая. И тут даже не надо указывать пальцем в сторону разлагающихся Европы и Америки. Хорошо бы мы нам так развиваться, как они разлагаются. Дело не в этом. Нет в природе такого, чтобы часть была главнее целого. Есть ли уважение организма к отдельной ее части, скажем к руке? Конечно есть – лишний раз молотком в палец никто не целится. Но если, наступает от холода капут, то тут из всех конечностей забирается кровь, тем самым их обрекая на отмерзание, но сохраняя жизнь организму в целом. Часть, возомнившая себя равной целому – это аналог раковой опухоли со всеми вытекающими метастазными проблемами.

Микробиологи, наблюдая за поведением бактерий, разглядели, что и в их примитивных колониях тоже есть самопожертвование, и вредительство. Причем отношение вредителей было порядка 20 к 80, если я ничего не путаю. Процент \"плохишей\", конечно, высок, но на то они и бактерии, с людей спрос должен быть побольше. Однако, если сравнивать с сегодняшней ситуацией в России, то у нас еще хуже, судя по отношению честных денег к откатам, когда оно может быть и 50 на 50, и 60 на 40 и, отнюдь, не в нашу пользу. Все знают, что как известно, Боливар, по кличке Труба, не вытянет двоих. Человеческий организм давно уже бы умер от такого насилия, а мы еще, к нашей чести, барахтаемся, а значит дух не сломлен и вера есть. Эх, найти бы на кого общество могло бы опереться: может быть надежда на наших женщин – они не подвергались такой селекции и себя не травили, может быть они нас всех вытянут и при этом воспитают настоящих сыновей и дочерей? А может православие или советское прошлое, футбол хоккей, наука, может какие-нибудь общины, например, еврейские, хорошие и честные силовики... На кого бы понадеяться? У кого есть сила, власть и правда и кто готов к самопожертвованию? Причем без самопожертвования, видимо, никуда – в этом-то и главная загвоздка. А может нам надо как-то снизу поддавить, послать мессаджи куда-надо, мол, можно нам не дохнуть. (И тут, как в анекдоте нас вычеркнут из списка приглашенных на обед к Змей Горынычу). Или на бескрайних просторах найдутся Минин и Пожарский, которые помогут нам покончить со смутным временем. Может надо подождать и оно само все рассосется? Ччиновники, осознав пагубность своей деятельности изберут из своих рядов особо честных, оставят их на постах, а остальные разойдутся по деревням и городам для создания множества рабочих мест. Алигархи снимут средства с швейцарских счетов и вложат в российскую экономику, заодно подняв пенсию и прочие прожиточные минимумы. Суды встанут на сторону обычных людей, гаишники буду вежливыми, как дядя Степа. На улицах будет много детей, везде детские сады, школы. А самое главное все будут друг другу рады, приветливы, дружелюбны, и если уж какая беда, то сразу же поспешим на помощь... Идилия, одним словом.

А напоследок готов предложить национальную идею – бороться с чиновниками-алигархами. По-моему, отличная затея, ее даже можно оформить в виде нацпроекта или, лучше, создать госкорпорацию на эту тему. Надо, ведь, как-то поднажать, а то, говорят, это дело долгое, но нудное. Можно и копыта откинуть по дороге.

PS. Кстати, всех с праздником Eдинства и Согласия! Кажется, так он называется.