Европейская конституция вступает в силу

Европейский союз скоро будет жить по новым правилам. В силу вступает так называемый Лиссабонский договор, который, еще называют европейской конституцией.

 

Премьер-министр председательствующей сейчас в ЕС Швеции Фредрик Райнфельдт приветствовал решение чешского конституционного суда, вынесшего постановление, согласно которому Лиссабонский договор не противоречит конституции республики. Документ уже подписал президент Чехии Вацлав Клаус, который на саммите ЕС пообещал, что в случае положительного решения суда, он незамедлительно сделает это. Чехия осталась последней европейской страной, не ратифицировавшей Лиссабонский договор, что препятствовало его принятию Евросоюзом. Главным противником ратификации был именно президент Чехии, который ранее заявил, что Прага не поставит свою подпись под договором, пока ей не будет предоставлен ряд исключений из прилагающейся к договору хартии фундаментальных прав. В частности, Вацлав Клаус потребовал для Чехии гарантий по поводу незыблемости послевоенного имущественно-правового устройства в западных областях страны, из которых в 1945-1946 годах были выселены судетские немцы. 30 октября на саммите в Брюсселе ЕС согласился предоставить Чехии запрошенные ею дополнительные гарантии. Теперь председательствующая в ЕС Швеция завершит необходимые приготовления, требующиеся для того, чтобы Лиссабонский договор смог вступить в силу. Скорее всего, это произойдет уже в январе будущего года. Договор предусматривает коренные изменения в устройстве всего ЕС, в частности создание поста президента Евросоюза. Его избирают все страны-члены ЕС на два с половиной года. Именно избранный президент должен представлять интересы ЕС на международной арене. Пока одним из главных претендентов на эту должность является бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Впрочем, против кандидатуры Блэра есть несколько возражений, говорит заведующий центром политической интеграции института Европы РАН Николай Кавешников.

\"Во-первых, Великобритания - это крупная страна, а малые страны ЕС вообще очень скептически оценивают введения поста председателя Европейского совета, опасаясь, что он будет проводником воли крупных стран в силу своей должности.

И тем более, если он сам будет представителем крупной страны ЕС. А, учитывая, что после расширения 2004-2007 годов малые и средние страны составляют в ЕС большинство - их голос слышан очень громко. Во-вторых, Великобритания - страна, мягко скажем, не вполне являющаяся членом ЕС. Она не член «шенгена», она не член «зоны евро». Она имеет очень специфическую позицию по многим другим вопросам и вообще Великобритания - это страна-евроскептик. Наконец, определенные сомнения вызывают трансатлантические связи Великобритании и США, и сложившейся во многих столицах Европы образ Блэра, как лидера следовавшего в кильватере политики Вашингтона. И вряд ли они будут готовы к тому, чтобы такой лидер занял столь высокую должность в ЕС\".

Так же среди наиболее вероятных кандидатур на пост президента Евросоюза называют имя премьер-министра Люксембурга Жан-Клода Юнкера. Впрочем, лидеры стран - членов Евросоюза обсудят этот вопрос на внеочередной встрече в Брюсселе, как только Лиссабонский договор будет окончательно ратифицирован. Саммит, который предположительно пройдет 11-12 ноября будет полностью посвящен выборам новых руководителей ЕС. Напомню, что пока на новый срок был переизбран лишь глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Что касается других изменений, которые принесет с собой Лиссабонский договор, то среди главных следует отметить, что Евросоюз становится правосубъектным. То есть ЕС может от своего имени заключать международные договоры во всех сферах его компетенции. А главное изменится процедура принятия решений внутри союза. Если раньше для этого требовалась единогласная поддержка, то теперь достаточно будет простого большинства. А это означает, что одна страна не сможет блокировать важные документы или шаги, которые готовы будут предпринять другие члены Евросоюза.