Как Саакашвили Германию атаковал
На модерации
Отложенный
Президент Грузии по-своему решил отомстить немцам за итоговый документ, принятый независимой комиссией ЕС по расследованию конфликта в Южной Осетии.
Создание комиссии ЕС сразу после окончания российско-грузинской войны в августе 2008 года было инициировано министром иностранных дел Германии Франком-Вальтером Штайнмайером. Среди научных экспертов в составе комиссии было несколько представителей Германии, выбранных главой комиссии швейцарским дипломатом Хайди Тальявини под свою ответственность.
Итоги работы комиссии широко известны и в последнее время многократно комментировались мировыми СМИ и политиками разных политических пристрастий, морально-этических предпочтений и калибра.
Но практически все обозреватели, так или иначе, обращают внимание на то, что в своих выводах комиссия недвусмысленно назвала Грузию зачинщиком войны в Южной Осетии – именно Тбилиси, как записано в окончательном документе, первым обрушил шквалы огня на Цхинвал.
Многие западные СМИ, ранее занимавшие прогрузинскую позицию в оценке событий в Южной Осетии, были все же вынуждены под прессом неопровержимых улик, представленных комиссией Тальявини, проинформировать своих читателей о ее выводах.
Так, британская «The Independent» в редакционной статье подчеркивает: «В докладе делается вывод о том, что война началась с нападения Грузии, и это было нарушением международного права». Итальянская «Corriere Della Sera» замечает: «Сейчас грузинские власти утверждают, что «неважно», какая из сторон первой открыла огонь. А есть и такие, кто дошли до того, что сравнивают эти факты с ложными польскими атаками, инсценированными нацистами в 1939 году в попытке оправдать немецкую агрессию… Но год назад грузины на самом деле напали на Осетию, используя танки и бомбардировки».
«Утверждения Саакашвили о том, что широкомасштабным военным действиями с грузинской стороны якобы предшествовала российская военная интервенция, не нашли, по мнению комиссии, никакого подтверждения», - информирует читателей немецкая «Frankfurter Allgemeine Zeitung».
Президент Никсоновского центра США, политолог Дмитрий Саймс отмечает в «The Washington Times»: «Нет никаких сомнений в том, что 7 августа, всего через несколько часов после объявления одностороннего перемирия, президент Грузии Михаил Саакашвили дал приказ о наступлении на столицу Южной Осетии Цхинвали, и что грузинские войска применяли тяжелую артиллерию, танки и реактивные снаряды против российского батальона, защищавшего город», и замечает: «Было бы огромной ошибкой вновь создать у Саакашвили чувство безнаказанности».
Мировую прессу можно продолжать цитировать и дальше, но в этом нет нужды: оценки повсеместно примерно те же.
А вот в грузинской столице наблюдалась совсем другая картина. Сначала официальной реакцией Тбилиси на международном уровне было утверждение, что доклад якобы «во многом подтверждает то, как эти события представляет Грузия». Вот только-де он, к сожалению, неудачно сформулирован.
Но, судя по последующим событиям, Саакашвили вдруг «осенило», что гораздо лучше позицию поменять (лучшая защита – нападение!) и избрать объектом собственной гневной риторики какую-нибудь из стран, с одной стороны, недостаточно (по мнению нынешней грузинской верхушки) поддержавших Тбилиси в конфликте с Москвой, а с другой – позволивших своим экспертам рассказать правду о событиях в Южной Осетии.
Этой страной и выбрал грузинский «дуче» Германию.
С самого начала продуманной пропагандистской кампании Саакашвили и Ко в ход была пущена «тяжелая артиллерия» - телевидение. Грузинский телеканал «Рустави 2», сославшись на какие-то мифические «российские источники», не переставая утверждал, что известный и авторитетный немецкий ученый-правовед, почетный профессор права Отто Лухтерхандт был якобы… подкуплен «Газпромом».
Дальше – больше. Тот же телеканал вдруг объявил, что немецкому министру иностранных дел Штайнмайеру «Газпром» якобы пообещал высокий пост, но для этого «глава германского МИД должен был обеспечить благоприятный для Москвы результат расследования».
Посольство Германии в Тбилиси от имени германского правительства потребовало официального и немедленного опровержения безосновательных обвинений, порочащих честь и достоинство немецких граждан.
Однако это не дало результата. Грузинские власти не выразили никакого сожаления о случившемся, а в подконтрольных им СМИ о требовании германского посольства вообще не было сказано ни слова.
Потоки грязи и клеветы на Германию, на отдельных ее политиков и ученых продолжали литься широким потоком. Казалось, что клика Саакашвили нашла наконец-таки нового достойного врага (связываться с геополитической «мелочью» лучший друг Буша-младшего, конечно же, считает ниже своего достоинства!) – Берлин. Оно и солидно – можно и потявкать на слона, и – вроде бы безопасность гарантирована: заранее известно, что у немцев достаточно достоинства, чтобы не реагировать на подобные истории.
Но все-таки Берлин показал кулак Саакашвили: из заявления посольства Германии в Тбилиси ясно - эта история так просто забыта не будет.
Да и германская пресса тут же отреагировала весьма остро. Она широко проинформировала немцев о том, как вся эта история оценивается грузинской оппозицией. Причем, впервые эта точка зрения была представлена весьма объемно и рельефно.
«Грузинские оппозиционные политики выступили с осуждением той грязной кампании, которая была развернута в грузинских средствах массовой информации против министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, - писал Михаэль Людвиг в статье под характерным заголовком «Сомнительные источники, сумасбродные утверждения, ясная цель» во «Frankfurter Allgemeine Zeitung». – В заявлении партии «Новые правые», входящей в состав оппозиционного «Альянса за Грузию», говорится о том, что контролируемые грузинским правительством средства массовой информации все время искажают факты и предоставляют населению ложную информацию. Это, по их мнению, является нарушением основополагающего права на получение корректной информации. «Новые правые» требуют, чтобы руководство государства прекратило использовать телевидение в своих целях как платформу для ведения пропаганды. Поводом для этого заявления «Новых правых» стала развернутая в контролируемых правительством средствах массовой информации антинемецкая кампании». Австрийская «Die Presse» обратила внимание на недопустимый тон, которым ведется эта кампания в Тбилиси, «в ситуации, которая не дает Тбилиси ни малейшей возможности показывать спесь».
Заявление грузинских парламентариев от правящей партии «Единое национальное движение» («саакашвиливцев») о том, что-де «на комиссию по расследованию легла тень, и поэтому она сама должна дать ответ на выдвинутые против нее обвинения» немецкая «Frankfurter Allgemeine Zeitung» прокомментировала как «поразительное». И рассказала на своих страницах о том, что оппозиционная грузинская газета «Georgia Times» пришла к выводу: антинемецкие выпады в грузинских средствах массовой информации (кульминацией которых стали передачи на телеканале «Рустави 2»), служат, конечно же, прежде всего внутриполитическим целям. «По мнению газеты «Georgia Times», - отмечает «Frankfurter Allgemeine Zeitung», - в настоящее время предпринимаются попытки снять с правящего режима всю ответственность за развязывание войны с Россией».
Вообще германская пресса в истории с «антигерманской атакой Тбилиси» проявила заметное единство, чего не было год назад.
Помнится, тогда один из опытнейших специалистов в области внешней политики ФРГ Эгон Бар без обиняков замечал, что большая часть комментариев германских политиков и журналистов о конфликте в Южной Осетии оказались односторонними. «Причина этого в том, - говорил тогда Эгон Бар, - что нас в избытке снабжали информацией из Тбилиси, но совсем не давали информации из Южной Осетии».
Нынче ситуация иная: информация о событиях годичной давности получена мировым сообществом после тщательного расследования специальной комиссией ЕС.
И хотя выводы комиссии носят предельно «отбалансированный» характер (там содержатся все те же претензии к «чрезмерности» российского ответа), она ясно говорит о том, кто начал бойню, а значит – был зачинщиком той войны. И с этим фактом придется считаться всем.
А у Германии – и это не стоит забывать – весьма весомый голос и в ЕС, и в НАТО.
Комментарии
В Кащенко ему место всегда будет, пусть пока побегает.