В Ингушетии разворошили гнездо беспредела
На модерации
Отложенный
25 октября 2009 года, в воскресенье, под Нальчиком был убит один из самых влиятельных в Ингушетии людей - Макшарип Аушев; киллеры изрешетили его машину из автоматов. Это произошло на следующий день после того, как Макшарип выступил в программе Марианны Максимовской с резким обличением предыдущего президента республики Мурата Зязикова.
«Еще никто не определился, на кого думать, - говорит отец убитого Яхъя, - увязать можно с тем, что он только что выступал против Зязикова. Недавно группа Рен-ТВ фотографировала их особняки, там произошел инцидент с Русланбеком Зязиковым. И службы некоторые за ним вроде охотились».
Русланбек Зязиков - двоюродный брат и бывший начальник охраны бывшего президента Зязикова.
«У меня ощущение, что это из-за нас, - говорит Марианна Максимовская, - Макшарип ведь буквально десять дней назад спас нашу съемочную группу».
Съемочная группа Леонида Канфера снимала в Ингушетии сюжет о коррупции при бывшем президенте. Снимали, в числе прочего, дворцы в Барсуках. Когда съемочная группа вернулась в гостиницу, за ней приехали вооруженные люди.
«Водителя избили. Бил его лично Русланбек Зязиков, - говорит Максимовская, - наши журналисты дозвонились до Макшарипа, тот приехал один, вытащил «стечкин» и на глазах Русланбека увез нашего оператора и корреспондента в администрацию президента, где с них взяли показания».
В передаче Максимовской Макшарип говорил о том, что прежнее руководство республики платило деньги боевикам и саботирует все действия нового; в качестве примера он привел судьбу министра строительства Руслана Амерханова. По словам Макшарипа, он был назначен новым президентом Евкуровым и расстрелян в собственном кабинете после того, как отказался подписывать бумаги по-старому.
Через два часа после убийства Макшарипа был повтор «Недели с Марианной Максимовской». «Человека убили, а он у нас ходит в кадре».
Два человека добились снятия бывшего президента Зязикова: первый владелец сайта «Ингушетия.ру» Магомед Евлоев и второй владелец сайта Макшарип Аушев. Оба они мертвы.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И БТР
Еще 12 сентября сайт Ingushetiyaru.org сообщил о подготовке убийства Макшарипа. «Предполагаемое убийство поручено совершить сотрудникам одного из ОРБ-2 в момент выезда Аушева за пределы республики», - утверждал сайт.
Через три дня, 15 сентября, Макшарипа остановили на посту, возле которого стояли федеральные БТР и «Газель». Люди из БТРа попытались задержать Макшарипа, но его отбили друзья и случайные проезжие, в том числе зампредседателя правительства республики.
Едва отбившись, Макшарип позвонил президенту республики Юнус-беку Евкурову. Тот на следующий день собрал всех силовиков. Выяснилось, что БТР был поставлен так, чтобы не попадать в поле зрения видеокамер. Однако теперь власти утверждают, что это была обычная проверка, а у Макшарипа, которого предупреждали о готовящихся покушениях, просто сдали нервы. К тому же он зачем-то предъявил русским проверяющим права своего сына, а не свои.
Через сорок дней его расстреляли.
КАК МАКШАРИП АУШЕВ ЗАНЯЛСЯ ПОЛИТИКОЙ
Макшарип Аушев не был профессиональным политиком. Он занялся политикой после того, как 17 июня 2007 года «эскадроны смерти» похитили его племянника Магомеда. Магомеда вывезли в лес, пытали, расстреливая его, стоящего по пояс в яме, в упор (перед этим на него надели два бронежилета), а потом отпустили под подписку о сотрудничестве. Вместо того чтобы сотрудничать, Магомед написал заявление в прокуратуру.
После этого Магомед был, конечно, приговорен, и его снова похитили - 18 сентября 2007 года, а так как в машине вместе с ним был его двоюродный брат, сын Макшарипа, тоже Магомед, то похитили и сына Макшарипа.
Их пытали несколько часов в селе Гойты, а потом повезли в горы на «сникерсы» - это когда труп убитого обвязывают взрывчаткой и взрывают, разорванные куски мяса подъедают звери, и человек исчезает бесследно.
Однако пока их пытали, Макшарип созвал в Назрани митинг. Власти испугались, братьев Аушевых отпустили.
Макшарип стал расследовать, кто похитил сына и племянника, и установил, что это сделал Рамзан Джамалханов, начальник Урус-Мартановского РОВД и что Джамалханов, по-видимому, выполнял приказ главы МВД Ингушетии Мусы Медова: во всяком случае, парней отпустили после личного звонка Медова Джамалханову.
Каковы бы ни были взаимоотношения семьи Аушевых с боевиками (а к этому времени, благодаря деятельности президента Зязикова и «эскадронов смерти», боевикам сочувствовали или восхищались почти все, кто не был их мишенью), особо следует отметить, что Макшарип был именно легальным оппозиционером. Он не ушел в лес, он расследовал похищение сына, предал результаты гласности и потребовал отставки Зязикова. Он сделал то, что подобает отцу и мужчине, и он не занимался бы политикой, если бы политика не занялась им.
На Кавказе, где вчерашние террористы возглавляют антитеррористические подразделения; где родственные связи значат больше, чем убеждения, а репутация значит даже больше, чем родственные связи, это означало, что Макшарип был одной из центральных фигур в переговорах между властью и боевиками или, если угодно, к этому времени - между властью и народом.
В качестве легального оппозиционера Макшарип был занозой для властей. Его арестовали 14 февраля 2008 года, и обстоятельства этого ареста были поистине фантастические. Несколько десятков человек в сопровождении двух БТРов приехали в село Аушева Сурхахи и сожгли там из гранатомета дом его брата, а потом стали ждать, когда Макшарип приедет на пожар. Макшарип приехал, но с ним было столько людей, что его не решились арестовать. Сели в засаду и взяли вечером, когда Макшарип вернулся один.
Однако власти сделали стратегическую ошибку: они не посмели убить Макшарипа сразу при аресте. Дело развалилось. Эта ошибка была исправлена при следующем громком убийстве: друга и союзника Макшарипа, владельца сайта «Ингушетия.ру» Магомеда Евлоева.
УБИЙСТВО МАГОМЕДА ЕВЛОЕВА
31 августа 2008 года владелец сайта «Ингушетия.ру» Магомед Евлоев летел из Москвы в Ингушетию и по случайному совпадению оказался в одном бизнес-классе с президентом Зязиковым.
Между Зязиковым и Евлоевым случилась перебранка, Евлоев ушел в другой салон. Согласно расследованию, которое провели родственники Евлоева, сразу после ссоры президент Зязиков позвонил своему начальнику охраны и двоюродному брату Русланбеку Зязикову и приказал ему решить вопрос с Магомедом.
Русланбек тут же отправился искать Ибрагима Евлоева, начальника охраны главы МВД Мусы Медова; тот был на свадьбе у дяди Медова. Русланбек, Муса и Ибрагим встретили Магомеда Евлоева в аэропорту; Магомеда выволокли из салона и усадили в бронированную «Волгу».
Вооруженные сторонники Евлоева, в числе их был и Макшарип Аушев, увидев происходящее, бросились его отбивать, но погнались не за той частью кортежа. Они смогли отрезать от кортежа две бронированных «Волги», вытащили из них охранников Медова и стали их бить. Те кричали: «На нас нет крови», и Аушев решил, что речь идет о ранее убитых людях. На самом деле речь шла о Магомеде Евлоеве. Судя по всему, Ибрагим Евлоев хладнокровно выстрелил Магомеду в висок еще до того, как кортеж выехал из аэропорта.
Расследование этого убийства стало возможным, потому что отец убитого, Яхъя Евлоев, объявил Зязиковым кровную месть. Как только это произошло, от всех участников убийства, включая главу МВД и самого президента Зязикова, стали приходить люди, которые сваливали вину друг на друга. Список убийц Евлоева, опубликованный на сайте Ingushetia.org, возглавил президент Ингушетии Мурат Зязиков.
Спустя десять дней после убийства Магомеда Евлоева неизвестные расстреляли Бекхана Зязикова, родного брата Русланбека Зязикова. Следует также отметить, что Русланбек Зязиков - сын Урусхана Зязикова, похищенного боевиками 23 марта 2007 года. Именно после этого похищения «эскадроны смерти» стали хватать всех, кто мог быть к нему причастен. Считается, что за Урусхана был заплачен выкуп в 5 млн долларов.
Убийство Магомеда Евлоева переполнило чашу терпения Кремля. Через два месяца президента Зязикова отправили в отставку, назначив вместо него Юнус-бека Евкурова.
НАЗНАЧЕНИЕ ЕВКУРОВА
Что в Ингушетии бардак и беспредел, было очевидно давно. Но глубина гнили, вскрывшейся после назначения Евкурова, просто не поддается описанию. Например, сайт Ingushetia.org сообщает о следующем инциденте: в декабре прошлого года в центральной мечети Назрани собралось около трех тысяч человек, которые требовали от Русланбека Зязикова, чтобы тот вернул украденные из бюджета деньги и поклялся на Коране, что не платил из этих денег боевикам. Русланбек в мечеть не приехал, но людям, пришедшим к нему домой, признался, что платил боевикам по 30 млн руб. в месяц, чтобы те не трогали его родственников.
Стратегия нового президента была предельно жесткой: простить всех, кого можно простить, убить всех, кого надо убить. И никакой коррупции.
Стратегия Евкурова расколола оппозицию. Оппозиционер Калой Ахильгов стал пресс-секретарем нового президента. А оппозиционер Магомед Хазбиев, ближайший друг Макшарипа, продолжал обвинять Евкурова в убийствах людей.
Эта стратегия расколола и оппозицию, и боевиков, и силовиков. Как ни парадоксально, две последних группы непримиримых противников имели один общий интерес: они обе были за продолжение неконтролируемого насилия. Боевики - потому что это создает базу для исламской революции, силовики - потому что так легче получать звездочки. И тем, и другим было нужно, чтобы в республике работал топор мясника, а не нож хирурга. Насилие точечное и необходимое не устраивало ни тех, ни других.
Если Зязикова боевики в последнее время не трогали (еще бы, за 30-то млн в месяц), то на Евкурова, принявшегося искоренять коррупцию и неконтролируемое насилие, покушения сыпались, как из ведра.
Первому из этих покушений предшествовала непонятная до конца, но, вероятно, очень важная для нашей истории спецоперация 6 декабря 2008 года. Тогда в селе Барсуки был убит еще один Магомед Аушев (прошу прощения за изобилие Аушевых в этой истории), правая рука главы ингушских боевиков Магаса. Дело в том, что этого Аушева все считали мертвым, а он прятался в Барсуках (родовом селе Зязикова). И, похоже, президент Евкуров вел с ним переговоры то ли о сдаче, то ли о встрече при посредничестве Макшарипа Аушева.
В результате этих переговоров «засветившегося» в телефонных сетях Магомеда Аушева убили федералы, затем убили и его брата Адама. Боевики явно воспользовались случаем обвинить во всем «кяфира и муртада» Евкурова, покушения пошли одно за другим. В июне тяжело раненый Евкуров чудом уцелел, когда охрана вытащила его из пылающей машины.
Пока Евкуров лежал в госпитале, перешедшие в наступление боевики взорвали Назрановский РОВД. Теракт этот вызвал шок в Кремле. Медведев отправил в отставку нового главу МВД Ингушетии Мейриева и назначил координатором силовых ведомств Кавказа замглавы Аркадия Еделева. Это было очень странное назначение, если учесть репутацию, которой пользуется Еделев на Кавказе. Он считается человеком Кадырова и покровителем Мусы Медова, того самого бывшего главы МВД Ингушетии, который в составленном родственниками списке убийц Магомеда Евлоева фигурирует под номером два, после президента Зязикова.
Убийство Макшарипа Аушева свидетельствует, что помимо очевидных разногласий между президентом Ингушетии Евкуровым и боевиками по поводу создания Имарата Кавказ, существуют еще и неочевидные, но очень глубокие разногласия между президентом Евкуровым и частью бывшей элиты, заинтересованной в безнаказанности и насилии.
Убийство Макшарипа Аушева - не из тех, где очевидно сразу все. Как сказал мне в воскресенье отец убитого Яхъя Евлоев: «Завтра информация должна поступить». Но это убийство знаковое. Ибо от того, сумеет ли президент Евкуров найти убийц Макшарипа Аушева, зависит ответ на вопрос, кто контролирует республику. А этот вопрос является для Евкурова вопросом жизни и смерти - как в политическом, так и в буквальном смысле слова.
Комментарии
На бешеные, космические бюджетные вливания закупается вооружение, обучаются "специалисты", скупается местная власть, организуется широкая пропаганда их "святого пути", оболванивают молодежь, сочиняют им сказки про "джихад". С другой стороны, коррумпированная прогнившая власть подталкивает людей уходить в леса, становиться вне закона - потому что в нищем Дагестане или Ингушетии ловить нечего. Ни образования, ни работы.
По факту получается, раскол страны уже состоялся. Ни президент, ни премьер не обладают никакой реальной властью. Министр внутренних дел не контролирует даже своих подчиненных, какой там к черту "правопорядок".