Каким видит будущее писатель-фантаст Борис Стругацкий
На модерации
Отложенный
Борис Стругацкий ответил читателям \"Делового Петербурга\"
dp.ru: Что будет причиной будущих конфликтов? Что будет причиной будущих союзов? Когда настанет это будущее?
Борис Стругацкий: Я не знаю ответов на эти вопросы. Причин будущих конфликтов и союзов будет великое множество, их будет больше, чем самих конфликтов и союзов. Будущее наше сложнее, чем любое наше о нем представление, и гадать о нем – занятие совершенно пустое, хотя и дьявольски увлекательное.
dp.ru: Почему Вы в своем творчестве обошли Библию?
Борис Стругацкий: Это не так. По крайней мере один наш роман (\"Отягощенные злом\") в значительной степени опирается на Библию (а точнее – на Евангелие). Я всю жизнь был и остаюсь неверующим, но Евангелие всегда казалось мне произведением замечательным, а история Христа – бытием замечательного человека.
dp.ru: Как Вы выходите из депрессий? Откуда черпаете силы?
Борис Стругацкий: Дружба, любовь и работа, - вот Три Кита, на которых всю жизнь строится всякий мой оптимизм. \"Трижды краеугольный камень\", \"три источника\", \"три составных части\", если угодно.
dp.ru: Когда начнутся \"посадки\" коррупционеров?
Борис Стругацкий: Надеюсь, никогда. У нас ведь как: стоит только начать (например, с коррупционеров), ахнуть не успели, - уже и соседа вашего поволокли на цугундер, а там уж – что такое!? - и за нас с вами взялись. И пошла писать губерния, план по валу, вал по плану - знаем, проходили… Бродский точно сказал: \"…ворюга мне милей, чем кровопийца\". Пусть уж лучше бюрократия наша ворует, чем палачествует.
dp.ru: Ваше отношение к Охта-центру: это облик будущего города или искажение исторического облика?
Борис Стругацкий: Это безусловно и то, и другое. Облик будущего это всегда – искажение прошлого. Иначе не бывает. Это ни в коем случае не означает, что я отношусь к сторонникам и поклонникам Охта-центра, - я просто признаю его неизбежность.
dp.ru: Куда по-вашему дальше будет развиваться мировая фантастика? Пройденные этапы - вроде сайнс-фикшн, стимпанк, фэнтези, а что актуально сейчас?
Борис Стругацкий: Мировая фантастика, как и вся литература вообще, будет развиваться в направлении дальнейшей коммерциализации. Подозреваю, что будущее вообще не за книгой, будущее – за цветными, звучащими и движущимися картинками. Это будет даже не кино, а какая-то разновидность комиксов. Вырастает поколение, которое ни в какую не желает сочетать развлечение с умственным трудом. У них лозунг: пусть будет весело и ни о чем не надо думать. Печальный пророк Брэдбери предрекал костры из книг, а человечество просто перестало читать.
dp.ru: Социальная фантастика - книги о людях - неужели больше не востребованы? Почему молодые авторы перестали писать об этом? Сплошь боевики, космооперы и фэнтези.
Борис Стругацкий: Но это, слава богу, не так! Ежегодно выходят десятки серьезных, социально нацеленных, художественно полноценных произведений о судьбах людей и человечества. Просто поток коммерческой литературы преобладает и захлестывает. Массовый читатель хочет развлекаться, хочет, чтобы ему было весело и ни о чем не надо было думать. А фантастика – это ведь литература массовая.
dp.ru: Поступали ли к Вам предложения экранизировать Вашу книгу \"Полдень XXI век\"? И поступали ли к Вам предложения экранизировать Ваши книги от зарубежных режиссеров?
Борис Стругацкий: Поступали. Американцы купили право экранизации \"Пикника\" еще в 90-м году, к \"Полудню\" примеривается несколько наших режиссеров, но \"воз и ныне там\". Производство кино управляется своими законами, которых я не знаю, да и не понимаю, пожалуй.
dp.ru: Идут жаркие споры о том, какую именно реальную страну нашего мира Вы взяли за прототип Страны Отцов на Саракше (каждый из оппонентов видит то, что хочет видеть). А Вы сами, какую страну изобразили в \"Обитаемом острове\"?
Борис Стругацкий: Мы изобразили страну, перенесшую ядерную войну, погруженную в глубочайший всесторонний кризис и ставшую жертвой специфической диктатуры. Никакую страну конкретно мы при этом в виду не имели, но поскольку единственная страна, со всеми проспектами и закоулками которой, - со всеми обычаями, нюансами, тараканами и прибамбасами – мы были хорошо знакомы, это наша многострадальная Страна Советов, у нас и получилась на Саракше именно она, хотя мы вовсе не стремились добиваться такого сходства. \"Если пишешь, пиши либо о том, что знаешь хорошо, либо о том, чего никто не знает\". И получается то, что знаешь хорошо.
dp.ru: Верите ли Вы, что будущее, которое Вы описали в своих книгах, особенно в мире полудня, сможет через некоторое время стать объективной реальностью. И если да, то какой переходный мост Вы видите между сегодняшним и прекрасным далеким будущим?
Борис Стругацкий: Мир Полудня способен \"стать объективной реальностью\" только при выполнении одного условия (недостаточного, но совершенно необходимого): должна быть создана, разработана и широко внедрена Высокая система воспитания, позволяющая превратить (практически любого) человеческого детеныша в цельную творческую личность, - личность, для которой главным наслаждением и смыслом жизни которой сделается успешный творческий труд. К сожалению, сегодня не видно никаких даже подходов к решению этой задачи. Высокая система воспитания есть сегодня такая же утопия, как и сам Мир Полудня. Никто не знает, как ее построить и реализовать. Дело обстоит даже хуже: она сегодня никому не нужна. Нет в мире таких социальных слоев, экономических или политических групп, идеологических течений, которые были бы заинтересованы в появлении Человека Воспитанного. Абсолютно всех вполне удовлетворяет нынешний Человек Умелый, и поэтому надеяться на существенные изменения нашего мира не приходится. Ситуация в этом смысле стабильна и может меняться разве что к худшему.
dp.ru: Есть ли в России национальное единство? Имеется в виду не какая-то одна национальность, а единство всех граждан страны. Включая единство членов властных структур (они ведь тоже граждане) и рядовых членов общества.
Борис Стругацкий: Национальное единство такой огромной станы, как наша, практически невозможно.
Нужны совершенно особенные, экстремальные обстоятельства, чтобы оно возникло и реально проявилось: какая-нибудь, не дай бог, огромная социальная катастрофа, вроде тотальной войны на уничтожение. Хорошо нам знакомое национальное единство эпохи зрелого социализма было, конечно, информационным фантомом, оно существовало разве что в покорных СМИ да на пресловутых собраниях, где \"все вместе были ЗА, а каждый в отдельности – ПРОТИВ\". Тем более невероятным представляется \"единство членов властных структур и рядовых членов общества\". У нас ведь (да не только у нас) \"все равны, но некоторые равнее прочих\", - ситуация, сложившаяся не вчера и отнюдь не склонная к прекращению своему. Это – надолго. Человек превращается в начальника и как бы становится совсем другим существом, - с другими целями, с другими ценностями, с другой моралью… Какое уж тут единство.
dp.ru: Что ждет Россию, как большое государство, если такого единства не удастся достичь?
Борис Стругацкий: Нас ждет безусловно либо новая эпидемия \"фантомного\" единства, сформированного СМИ и сцементированного очередными \"доблестными органами\", либо более или менее \"свободное плавание\" в океане демократии и постиндустриального общества. Пресловутый \"мир свободного предпринимательства\", где торжествует принцип \"от каждого по способностям, а каждому – пропорционально его доходам\". Между прочим, как показывает мировой опыт, принцип, тоже недурно способный формировать национальное единство.
dp.ru: Укрепляют ли национальное единство амбициозные проекты типа строительства башни Охта-Центра и прочих \"поворотов рек вспять\"?
Борис Стругацкий: По-моему, нет. По-моему, никакого отношения к национальному единству проекты такого рода не имеют. В лучше случае, они дают лишь материал для пустых, но яростных дискуссий, а в худшем – ведут к неумеренным растратам государственных средств.
dp.ru: В своих произведениях Вы регулярно ставите вопрос \"кто мы\" и \"куда мы идем\". Думаю, что у Вас есть свой ответ на следующий вопрос: как скоро могут возникнуть сообщества \"новых\" людей, ценности которых будут принципиально отличаться от нынешних за счет изменений на генном уровне? Как это может отразиться на развитии человечества?
Борис Стругацкий: В изменения \"на генном уровне\" я не очень-то верю. Более того, я их побаиваюсь, ибо человек с измененным геномом это уже, собственно, и не человек вовсе, это уже следующий этап эволюции, а эволюция, как известно, \"не бывает справедливой\". Поэтому я предпочел бы увидеть в обозримом будущем не Человека Нового, а Человека Воспитанного (тем более, что таких вокруг, слава богу, уже сейчас вполне достаточно).
dp.ru: Как Вы думаете, какое из Ваших произведений, останется наиболее актуальным и интересным для людей далекого будущего - скажем, через несколько столетий?
Борис Стругацкий: Никакое. Книги столько не живут.
dp.ru: Как, по Вашему мнению, отразится на развитии сюжетов и жанров фантастики нынешний экономический кризис? С какой задержкой в фантастике отражаются события сегодняшнего дня?
Борис Стругацкий: \"Экономический кризис\" слишком мелкая \"единица сюжетообразования\", чтобы какая-то действительно новая тема в фантастике по этому поводу возникла. Кроме того, никто, по-моему, кроме сугубых экономистов, не понимает толком, что это такое – нынешний кризис. Оставшиеся без работы, да, понимают, но они, как правило, фантастики не пишут.
dp.ru: Как Вы считаете, какой должна быть настоящая фантастика, какие культурный и социальные ценности должна она в себе содержать?
Борис Стругацкий: Настоящая фантастика ничем по существу не отличается от настоящей Большой литературы. Это всегда рассказ о человеке и его судьбе. Только события разворачиваются в мире, хотя и вполне реальном, но \"отягощенном\" Чудом.
dp.ru: Считаете ли Вы себя своеобразным пророком и видите ли Вы в ближайшем будущем воплощение своих идей?
Борис Стругацкий: Фантасты плохие пророки. Все, что удается им \"напророчить\", либо ошибочно, либо банально. Так что никакого \"воплощения своих идей\" я, разумеется, в будущем не вижу. Особенно – в ближайшем. Знаю только твердо, что через 10 лет все будет примерно так же, как и сегодня (может быть, чуть похуже), а через сто – мы мир не узнаем и будем в нем так же беспомощны и нелепы, как Тарзан в Нью-Йорке. Мы даже не способны будем понять, хуже он стал или лучше.
dp.ru: Вы верите, что в России когда-нибудь у большинства будет достойный (европейский) уровень жизни?
Борис Стругацкий: Конечно. Если не помешают какие-то совершенно катастрофические (по сути – фантастические) обстоятельства, вроде тотальной ядерной войны или падения гигантского метеорита.
dp.ru: Как Вы относитесь к Путину и Медведеву? И к тандему Путин-Медведев? Это связка необходимый элемент современного российского общества?
Борис Стругацкий: Вообще-то российской истории \"тандемы\" противопоказаны. Они нарушают политическую стабильность. Остается только надеяться, что ситуация разрядится \"мирным путем\", и все вернется на круги своя: \"один Бог, один Путь, один Царь…\" Не уверен, что это хорошо для нашей страны: единовластие это прямая дорога в застой, к состоянию \"Верхней Вольты с университетом и ядерными боеголовками\". Но, боюсь, это – \"глас народа\". Мы слишком любим стабильность. Мы готовы предпочесть стабильность процветанию, и поэтому постоянно скатываемся в застой.
dp.ru: Верите ли Вы, что один человек в состоянии повернуть ход истории, повлиять на мир, изменить его к лучшему, или же это всего лишь удачная идея, тема для книги?
Борис Стругацкий: Тут я с давних пор поклонник и последователь Льва Николаевича Толстого. \"История есть равнодействующая миллионов воль\". И отдельная личность – даже самая великая и пассионарная – способна повлиять на ход истории только, если ей удалось \"оседлать\" эту Равнодействующую. В истории удается только то, чего хотят миллионы. Именно поэтому никакой результат исторических перипетий не способен удовлетворить всех, и ситуация, когда \"никто не уйдет обиженный\", исключена в принципе.
Комментарии
Ведь интеллигент хорошо понимает,что любые перемены в социальной жизни-это в первую очередь лишения и проблемы.И потому с "патриотическими" лозунгами линяют в "тихие гавани" и предпринимают все усилия,что бы никаких перемен не происходило,обвиняя народ который совершил социальный переворот в "варварстве" отлично сознавая, что "обломовщину" обламывают силой.Или для оправдания своей же трусости,когда социальные перемены происходят медленно,начинают навешивать ярлыки о "застое".Это природа интеллигента,его среда обитания-болото.И потому все писатели такие "крутые" в своих произведениях.Для оправдания своей трусости и верного прислужника любой власти.
Вам было бы легче , если бы Ландау сгноили в тюрьме , а Капицу посадили? Вам мало , что Цветаева повесилась ? Или может быть забавна мизломаная судьба Шаламова, Арсения Тарковского, Пастернака , Твардовского?
Они не сбегали. Их масса , кто не уехал. А многие уехавшие в разное время хоть как-то реализовались: Гамов, Сикорский ,Зворыкин ,Набоков , Бунин, Шаляпин, Барышников , Нуриев, Рахманинов - их масса , и они - достояние мировой науки и культуры. Было бы лучше , чтобы они пропали?
Интересно, что последний абзац интервью Бориса Стругацкого отлично ложится на "причинное место" бесконечных дискуссий о Сталине и народе, например.
"История есть равнодействующая миллионов воль" - это Л.Н. Толстой.
А далее, уже Борис Стругацкий: "Отдельная личность – даже самая великая и пассионарная – способна повлиять на ход истории только если ей удалось "оседлать" эту Равнодействующую. В истории удается только то, чего хотят миллионы. Именно поэтому никакой результат исторических перипетий не способен удовлетворить всех, и ситуация, когда "никто не уйдет обиженный", исключена в принципе."
И этим все сказано ... :-)))
Приведу лишь один : кино.
Родилось , как способ записи и отображения на экране движущихся объектов.
Затем стало средством развлечения.
Затем стало средством политической пропаганды.
Развлечения и пропаганда объединились в индустрию.
Индустрия превратилась в мощный бизнес и одновременно способ отмывания денег.
Свойства кино стало и элитарным , и театральным , и массовым манипулятором сознания.
Эклектичность , клиповость и фрагментарность кино приводит к важнейшим инструментам искажения действительности, кино становится абсурдистским .
Потом появились сериалы , как способ постоянно и непрерывно обалванивать людей, подмена понятий , искажение ценностной шкалы. Симптомом этого являются появление фильмов \"Идиоты\" 1,2,3, \"Придурки\"
Пример: Книга.
Родилась, как атрибут Священноначалия.
Умирает как архаический способ хранения информации.
?????????????????????
Так что книги - верный и надежнейший способ хранения информации , хотя и объемный. Я уж не затрагиваю проблемы эффективного кодирования , когда утрата процедуры декодирования при выходе из строя устройства чтения , или утрате документации на старое оборудование и программы делает прочтение информации делом безнадежным. А при появлении квантовых компьютеров хрупкость информации станет чудовищной , а сама информация - как никогда уязвимой.
Поэтому конечно же рассматривается прежде всего социально- идеологический аспект самоизживающей себя идеи, технологии могут совершенствоваться , ускоряя процесс самодискридетации идеи.
Книга в первоначальном варианте - "скрижаль", высекаемая в камне.
Когда Вы говорите о "кладбище изживших себя идей и проектов", Вы не правы по-существу. Это в равной мере и "могильник благих упований", так и не осуществленных.
Борис Натанович скромничает, не претендуя на роль "пророка". Между тем, как раз его книги для моего поколения с успехом заменили Библию. А теперь дождемся выхода фильма Германа "Трудно быть богом", и посмотрим, в какой мере идеи способны жить и развиваться.
Но я так и не понял , в чем я не прав "по существу"?
Вы хотите опровергнуть меня , хотя я не вполне уверен, что вы понимаете то, что хотите опровергнуть. Пойдем от противного. Существует по крайней мере одна вечная идея, не доведенная до абсурда. Если вы ее найдете - я с вами соглашусь , и будем считать , что вы меня опровергли.
Вы не правы, поскольку рассматриваете "книгу" как нечто статичное, не обновляемое.
Да, вечные идеи существуют. Вечная и постоянно обновляемая идея "спасения". Два варианта:1) активный - герой спаситель; 2) пассивный - герой спасенный.
Эта идея во всех книгах (в широком смысле здесь и сюжеты кино) от Ветхого Завета до голливудских боевиков.
И я полагаю, что живучесть книги обеспечивается не её физическими свойствами, а именно вечностью содержания.
2. Я не люблю споры ради споров. Если вы имеете в качестве вечной идеи "Спасение утопающего - дело рук самого утопающего" , а эта фраза может сохраняться вечно, то я вас разочарую - это - не идея. И десять заповедей на скрежалях завета - вовсе не идеи , а некий кодекс поведения , и многие вечные ценности книги , которые вы так рьяно отстаиваете скорее вопросы , чем ответы на них , поэтому они вечны , для каждого поколения воспринимаются по-новому, но это не идеи. "Быть или не быть , вот в чем вопрос - не идея."
"Склониться под ударами судьбы , иль надо оказать сопротивление" - тоже не идея , а форма реакции на раздражение. Идея - это способ познания мира , идея - это способ влияния на мир , идея - это способ изменения мира. И в этом смысле они доводятся до абсурда. Кстати , общественное сознание - тоже часть мира, и способы влияния на общественное сознание или индивидуальное, это не важно, тоже являются идеями , и тоже доводятся до абсурда.
Итак , спасение как идея мною отвергнуто.
и он не сможет уже осуществить то , что может и должен исходя из здравого смысла, но... Вот вам типичная идея , доведенная до абсурда. Впрочем , сам факт , что премия мира выдается на деньги изобретателя динамита...Можно было бы выдавать премию мира имени автомата Калашникова или Гарри Трумена. Вот что я имел ввиду.
Вроде бы мы понимаем друг друга. Мы сходимся на трактовке, которая от господствует Демокрита до Канта и от Канта до Мамардашвили: "Идея (греч. idéa), форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира". (БСЭ).
Так почему же выраженное в слове "мИссия" значение "спасение", а в слове "мессИя" значение "спаситель" не несут в себе идеи?
Я чего-то не понял?
Оно присвоило себе имя "Пророк-Критик", а в миру зовется Котовым Вячеславом.
В его блоге значится:
Создан: 10-03-2008 в 11:38
Записей: 81 всего, последняя 25-10-2009 в 19:59
Комментариев: 1528 написано
838 получено
Друзей: 500
Читателей: 12
Подписчиков: 14
Вот живой Мессия. И у него уже 12 апостолов и 500 последователей.
Все , я исчерпал аргументы.
1. Создание творцами и перенятие остальными культуры и есть в важном аспекте самовоспитание человечества. Поэтому люди, как вид, себя воспитывают.
2.То, что творцы - мутанты, никак не доказано и не прояснено, что такое мутанты. Если для Вас мутанты - существа с геномом, отличным от такового предков, то все мы мутанты; более того, и средняя скорость мутации уже известна. При другом понимании, которое несомненно сведется к неразличению генотипа, фенотипа и поведения, получится, что отроду злобные, бестолковые и т.п. тоже мутанты.
пятое , Наполеон - щестое , Ленин - седьмое , Сталин - восьмое , Гитлер - девятое , современные придурки вообще не знают , чего хотеть от человека, поэтому формируют сетевое сознание.
Впрочем, прежде всего - бредовые вопросы.
Видимо, "интеллигенция". Фантастика!
Но, поскольку еще и Критик, может, развернете и объясните?
Будьте здоровы, отче!
Оказывается, и ДП может что-то дельное публиковать...
Не далее как сегодня видел свежий номер ДП в урне у входа в офис.
Непременно предупрежу секретаршу, чтобы не выбрасывали больше.