Российские власти не будут помогать американцам
На модерации
Отложенный
Владимир Буковский приобрел мировую известность в те времена, когда нынешняя эпоха наведения мостов и совместных ответов на глобальные вызовы эпохи не только не наступила, но даже не представлялась возможной. Впрочем, и после падения коммунистических режимов по всей Восточной Европе ветеран диссидентского движения играл порой активную политическую роль - от участия в суде над КПСС до недавней попытки баллотироваться в президенты России. Правда, как заявил Буковский, выступая на днях в вашингтонском Институте Катона, последнее он сделал скорее для развлечения: рассчитывать на успех не приходилось - хотя бы потому, что все мало-мальски независимые кандидаты оказались в конце концов сняты с дистанции.
По словам Владимира Буковского, применять понятие «выборы» по отношению к России нет больше никаких оснований. Не лучше обстоит дело и с другими демократическими институтами, считает правозащитник. От некогда относительно свободной прессы остались, по его словам, «одна радиостанция и одна газета». В стране десятки политзаключенных, отмечает Владимир Буковский; более того, подчеркивает он, не прекращаются и политические убийства.
Неудивительно, что именно с этого - общего - вопроса: почему препятствия на пути демократического развития России оказались настолько серьезны? - корреспондент Русской службы «Голоса Америки» и намеревался начать беседу с ветераном борьбы за гражданские права.
Однако чуть раньше - еще во время выступления Владимира Буковского в Институте Катона - трудно было удержаться от другого вопроса - относящегося к событиям почти полувековой давности.
Алексей Пименов: Владимир Константинович, в те годы, когда вы начинали вашу деятельность диссидента и правозащитника, могли ли вы себе представить, что падение советской системы произойдет так скоро - разумеется, по историческим меркам?
Владимир Буковский: Нет, когда мы начинали, мы не ждали ничего. И цели у нас были скорее этические: мы просто не могли быть частью этой системы - вот и все... И все же понимание того, что коллапс когда-нибудь наступит, у нас было. Еще в 1969 году мой друг Амальрик написал свое произведение «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?», имея в виду, разумеется, не календарь, а образ, созданный Джорджем Оруэллом. Но когда и как произойдет крах системы - этого мы не знали. К примеру, я ожидал его к концу столетия, а вышло на 10 лет раньше. Мы не могли предвидеть ни появления Горбачева, ни появления Рейгана, ускорившего падение коммунизма с помощью гонки вооружений. Человеческий фактор - вещь трудно предсказуемая...
Однако главным было другое: слишком уж абсурдна и смешна была сама система. Она была попросту невозможна...
А. П.: И все же сегодня вы утверждаете, что демократическая революция в России в 90-е годы не удалась. Почему?
В.Б.: Потому что никто не хотел идти до конца. Надо было идти на конфронтацию - в 90-м и в 91-м годах. А наша интеллигенция заныла: «Ах, будут танки на улицах!». Танки были все равно. А они этого не хотели. Надо было самим вызывать конфронтацию. Надо было прогнать тот режим... И в процессе - возникла бы сильная оппозиция. Оппозиция не возникает в спокойной, мирной обстановке. Оппозиции нужно состояние напряженности. Состояние борьбы. Тогда она возникает. Тогда люди способные бросают то, чем они занимаются, и идут на баррикады. А обычно ведь толковые люди делают свое дело и не занимаются ничем другим. Но этого сделано не было. И, в общем, особого интереса это не вызвало. Была большая апатия. Я хорошо помню 90-й, 91-й год. Все сидели и ждали, как оно будет само развиваться. Ну, а если ждать, как оно будет развиваться само, то ничего и не будет...
А.П.: Что, на ваш взгляд, представляет собой нынешний российский режим?
В.Б.: Это попытка продолжить советский режим, а точнее - его реставрировать. Но это попытка в ситуации, когда полная реставрация невозможна, и они сами это понимают. Вместе с тем это попытка восстановить как можно больше - сколько успеем, столько восстановим... Скажем, идеологию они восстанавливать не будут.
А.П.: Никакую?
В.Б.: Коммунистическую. Ну, конечно, они пытаются что-то придумать. Тут и националистические порывы... Но вряд ли можно в России, в многонациональной стране, придумать националистическую идеологию. Я не верю в это. Люди забывают: там 140 национальностей! Так что они могут сколько угодно пытаться, но не верю, что они когда-нибудь ее создадут. А коммунистическая идеология им точно не нужна: они сами от нее избавились - и рады.
А.П.: Американская администрация рассчитывает на соглашение с российским руководством по Ирану и по Афганистану. Как вы оцениваете эти расчеты?
В.Б.: Я просто не вижу, зачем бы России это делать. Зачем бы они стали помогать Америке против Ирана? Все, что делает Иран, немедленно вызывает повышение цен на нефть и газ.
А.П.: А в Афганистане?
В.Б.: Афганистан - это им менее интересно. Но и там... Конечно, и с американской стороны здесь действуют скорее политические факторы: делать что-то вместе... Но, так или иначе, помогать Америке российские власти не будут.
Комментарии
уравновешивается
ещё раз, война америки вызвана причинами " не ударить лицом в грязь ", никаких других причин
зачем тешить чужое тщеславие
1. Формирование данных институтов, вопрос времени. С наскока это не сделаешь. 90-е это показали.
2. Прежде чем критиковать не плохо было бы приехать и пожить в России.
3. Лезть теперь в Авганистан, всё равно что садиться а расколённую сковородку.
4. Советская система была не так плоха. По крайней мере жильём и пенсиями люди были обеспечены. Конечно не всё было идеально, было много плохого. Но положительного было всётаки больше (сточки зрения среднестастического жителя СССР).
5. Идеология, вещь конечно нужная, но мне кажется идеология, как и демокатические институты вопрос времени. К данной проблемме уже подошли, социальное государство.
Именно СОЦИАЛЬНОЕ, без всяких загибов, правых или левых.
5. Национальный вопрос: пожалуй самый сложный. Здесь думаю, сами люди должны понять, что Россия многонациональное государство. Только вот странность какая-то получается, граждане понимают, а вот приезжие почему-то не хотят этого понять. Так что проблемма не только в гражданах России, но и самих приезжих, которые приехав в Россию пытаются жить по законам и понятиям той местности откуда прибыли.
Как и во всей России - Что болит? - Голова или задница???? Скорее всего и то, и другое.
Самое радикальное средство от головной боли - гильотина!
От задницы, видимо, порка.
Вывод: Прописать матушке России и то, и другое!
2. Я живу в России.
3. Не было не одной положительной черты,кроме гарантированной чашки баланды.
4.У одной моей бабушки (40 лет в совхозе) пенсия была 12 руб., у другой (42 - в колхозе) - 0 руб. Жильем были мы обеспечены хуже любой европейской страны, но лучше, чем в Африке.
5. Одна идеология, один Бог - в муравейнике, у нормальных людей идеологии должны быть разные.
6.Национальный вопрос поднимают бездари, ни на что другое не годные.
Честь имею .
Позволю себе не согласиться с мнением господина Буковского!
Нынешняя ситуация на политическом Олимпе Золотоглавой ни в коей мере не напоминает советского режима. В данном случае более уместно говорить о "клановости". Ведь в политическом истеблишменте сейчас четко прослеживается "Питерский клан", чего во времена Союза не было. Да в нынешней России есть четкая иерархия, приемственность, традиции, но они есть ни что иное, как дисциплина, пришедшая вместе с Питерскими ЧКистами!