Что творится в метро ночью

На модерации Отложенный

Что творится в метро ночью, когда платформу покидает последний пассажир, оставляя за спиной надпись «Выход в город»? Может, выползают в сумеречное подземелье причудливые твари в стиле Харуки Мураками? Или начинаются битвы в духе фантастического бестселлера «Метро-2033»? Корреспонденты «Известий» не смогли преодолеть любопытство и выяснили: выползают. Только не пауки-мутанты, а бойцы гигиенического фронта.

Линия обороны — электродепо «Калужское». Изуродованные вагоны напоминают вернувшиеся с фронта составы. Сиденья разрезаны, стены разрисованы, поручни сломаны, огнетушители растащены, лампочки выбиты. Трудно поверить, что эти «искалеченные бойцы» вернулись не с войны, а всего лишь с рабочей смены.

 — Самое страшное для нас время — это дни футбольных матчей и государственных праздников, — рассказывает начальник депо «Калужское» Дмитрий Дощатов. — Однажды я видел картину: парень висит на поручне и ногами разбивает лампочки в вагоне.

Как рассказывают в метро, граждане калечат вагоны не только от избытка эмоций, но и из своеобразно понятой экономии. Во времена перестройки народ аккуратно срезал с сидений дерматин — для хозяйства. Теперь воруют огнетушители — на продажу. Есть и загадочная по целям разновидность вандализма — люди не оставляют попыток выкрутить в вагонах поручни.

 — В металлолом хотят сдать? — озадачен замначальника депо Дмитрий Дрюмов. — Бесполезно: чтобы наши палочки выкрутить, специальные знания нужны.

Ремонт тяжелораненых вагонов — только часть дела. Каждый вечер в бой идет моющая бригада в количестве 5-10 человек. Называются они «мастера механической уборки». На «уборщиц» обижаются.

 — Уборщица шваброй машет, иногда пылесосом. А мы с настоящей техникой работаем, — объясняет боец Лариса Красикова.

Настоящая техника — это пароочиститель.

Струей пара температурой почти 100 градусов обрабатывают вентиляционные отверстия, стены и стекла. Пароочиститель — главное оружие против жвачки: эту заразу сначала размягчают, затем отлепляют. Помогает и от другой напасти — самопальных объявлений.

 — Все нелегальные объявления клеятся на такую основу, что ее не всякая химия берет. Приходится в наш век высоких технологий вручную отскребать. Иногда к концу смены рук не чувствуешь, — рассказывает мастер механической уборки Анатолий Абатчиков.

Спецслужбы метро едва ли не каждый день придумывают новый химический состав, которым обрабатывают стены вагона, чтобы к ним нельзя было ничего приклеить. Распространители рекламы, в свою очередь, изобретают новый суперстойкий клей. Иногда нарушителей хватают с поличным. Но это мало кого останавливает — штраф за наклеивание одного объявления небольшой, а доказать, что все остальные бумажки расклеил тот же человек, невозможно.

 — Я однажды поймала одного, пыталась пристыдить его, а он мне говорит: «Вы деньги зарабатываете тем, что отдираете объявления — а мы тем, что их клеим. Каждому свое». Может, он прав? — философствует Лариса.

Бывают в тяжелых буднях мойщиков вагонов и редкие праздники — из уст в уста передаются рассказы о том, как кто-то нашел оброненные кем-то сережку или кольцо. Лишний повод тщательно пройтись тряпкой по углам…

Когда везде чисто, наступает время для дезинфекции: по всему составу развешивают лампы ультрафиолетового излучения, чтобы убить заразу, с которой не справились люди, пар и химия.

Собираемся уходить, к нам подбегает Лариса:

 — Вы можете в статье написать, чтобы люди человечнее, что ли, относились к чужому труду? Больно же смотреть на заклеенный жвачками, объявлениями, разрисованный неприличными надписями вагон. Неужели им приятно ездить во всем этом?

Можем. Пишем. Люди, берегите метро — уважайте труд спецназа чистоты.