Как меняются, меняя страну, российские гимны

На модерации Отложенный

В Центре Сахарова собрались люди, которые коллекционируют русские гимны. По мнению историка Ирины Карацубы, история наших гимнов очень хорошо отражает историю страны в целом, историю нашей вертикали. Борьба разных общественных проектов всегда отражалась в музыке.

Когда, к примеру, в московском метро повесили строчку из сталинского гимна («Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил» ), случился большой скандал, несмотря на все успокоительные пояснения мэрии, что это было реставрационное, а не политическое решение. Или вот 14 октября мэр города Сочи выступил с идеей объявить конкурс на гимн города, потому что Сочи - олимпийская столица, значит, ему нужна своя песня, то есть под это тоже, скорее всего, будет выделена специальная строка бюджета. Зато конкурс на лучший гимн Свердловской области, объявленный ещё несколько лет назад, отложен - кризис. То ли финансовый, то ли просто жанра. Неужели за пару лет так сложно написать одну песенку? Получается, не всё так просто? Или вот недавний скандал на Украине - гимн кандидата в президенты Януковича нота в ноту совпал с песней Ti Amo Тото Кутуньо, и политические враги не преминули ему на это указать. Спрашивается: тот, кто писал этот гимн, хотел упростить задачу себе или же политическим оппонентам Виктора Фёдоровича? Вот загадка.

«Если же говорить об истории российских гимнов, то она очень хорошо отражает историю страны в целом, историю нашей вертикали. Борьба разных общественных проектов всегда отражалась в музыке. В истории России было несколько периодов, когда общественная борьба выражалась в борьбе мелодий», - говорит историк Ирина Карацуба.

Она уверена в правильности формулы «Россия пишет гимны, гимны пишут Россию», которую исследователь положила в основу своего выступления в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова. Весь этот вечер в центре звучали разные мелодии, да и вообще на историю всей России участники встречи пытались посмотреть сквозь призму её гимнов.

Гимнические силы

Надо сказать, что за ХVIII-ХХ века в нашей стране сменилось около 10 гимнов. Причём шесть из них приходятся на ХХ век, что своего рода европейский рекорд. Другой рекорд - это почти 30-летие бессловесных гимнов (1955-1977, 1991-2000).

В допетровской России светских гимнов не было, официально они появились в государстве только со львовского «Боже, царя храни».

«Однако до этого, в первой четверти ХVIII века, был, к примеру, Преображенский марш. Кстати, и после Петра I эта мелодия была популярна, а потом, после революции, ушла в Белое движение. В Советской России она фактически была под запретом», - поясняет историк Ирина Карацуба.

Эпоха Екатерины II дала вторую гимническую мелодию - «Гром победы» (музыка О. Козловского, слова Г. Державина, 1791). На самом деле это был даже не гимн, а полонез, то есть танец. Но там были слова:

Храбрых Россов почитая,
Тавр под нами и Кавказ.


«С чего вдруг Кавказ? - спрашивает Карацуба. - Всё тут не так просто. Этот гимн намечал внешнеполитическую программу на сто лет вперёд. Здесь присутствует идея империи, идея экспансии, идея воинской славы и царской власти».

Есть там и патерналистская идея:

Славься сим, Екатерина!
Славься, нежная к нам мать!


Потом это аукнется уже в ХХ веке - к Сталину тоже обращались как к «отцу нации».

После 1812 года возникает идея европейского единства, монархии решают взять одну мелодию и сделать её общей. Из уважения к Великобритании используют английскую «Боже, храни короля». В России - со словами Жуковского (1816-1833). Там есть, кстати, строчка: «Всё ж недостойное прочь отжени» . То есть признаётся, что в державе российской может быть и что-то недостойное.

Но в 1833-м Николай I объявляет, что ему надоело слушать английскую музыку, а хочется русской и народной. Так появилось знаменитое «Боже, царя храни». Этот гимн прожил вплоть до марта 1917 года.

После была и «Рабочая марсельеза»:

Встанем, братья, повсюду зараз!
От Днепра и до Белого моря,
И Поволжье, и дальний Кавказ!
На воров, на собак - на богатых!


Да на злого вампира-царя!
Бей, губи их, злодеев проклятых!
Засветись, лучшей жизни заря!


«Причём кровь никого не смущает, - комментирует выступающая на встрече Ирина Карацуба. - Это к вопросу о том, что «Россия пишет гимны, а гимны пишут Россию».

Был и «Интернационал» с его «кто был никем, тот станет всем!»:

Презренны вы в своём богатстве,
Угля и стали короли!
Вы ваши троны, тунеядцы,
На наших спинах возвели.


«Это сейчас снова актуально», - комментирует автор сборника «Гимны славянских государств» Григорий Белонучкин.

Если ещё немного истории, то осенью 1943 года был объявлен открытый конкурс на создание гимна, в котором приняли участие лучшие композиторы тех лет - Прокофьев, Шостакович, Хачатурян. Каждый из них предложил по несколько вариантов. Конкурс, кстати, очень хорошо оплачивался. Однако в итоге победила музыка Александрова на стихи Михалкова и Эль-Регистана. Историки до сих пор спорят, насколько оригинальным было это произведение.

«Текст Михалкова - это же почти дословное заимствование из Лебедева-Кумача из «Гимна партии большевиков». Если возьмёте текст этой песни, то увидите основу подлинного вдохновения», - говорит Ирина Карацуба.

Подробнее с историей гимнов России, а также с тем, как в России появился гимн Глинки, можно ознакомиться на сайте Музея русских гимнов.

Загадки истории

А потом в зале включают мелодию - Василий Калинников, увертюра «Былина».

«Да это же наш гимн!» - закричали зрители.

«Вероятно, мы никогда точно не узнаем, является ли музыкальное сходство простым совпадением, или же Александров действительно знал «Былину», - говорит собравшимся один из создателей Музея русских гимнов, коллекционер гимнов Роман Синельников. Он к тому же просит обратить внимание на особенность исполнения гимнов: «В разные годы оно было разным. Чем сложнее становились времена, тем в гимне Александрова было больше духовых. Чем легче - тогда сдвиг к струнным».

Кстати, нынешний гимн РФ - это уже третья реинкарнация советского гимна на музыку Александрова. Здесь можно вспомнить, как в 2000 году Владимир Путин, говоря о принятии государственных символов и о смене музыки Глинки, заявил: «Допускаю, что мы с народом ошибаемся. Но я хочу обратиться к тем, кто не согласен с этим решением. Я прошу вас не драматизировать события, не возводить непреодолимых барьеров, не жечь мостов и не раскалывать общество в очередной раз».

«Михалков в третий раз переписал слова этого гимна, но это уже полная эклектика: то ли Кафка, то ли Хармс, - критикует Ирина Карацуба. - И Сталин наш, и Деникин наш, и все великомученики наши. Конечно же, со сменой политических декораций будут и другие гимны».

«Я, когда принимался последний вариант нашего гимна, работал парламентским корреспондентом и мог наблюдать, как это всё утверждалось, - говорит Григорий Белонучкин. - Хотя, конечно, Дума уже не та была, но журналистов тогда успели посмешить вариантом гимна на слова Владимира Войновича:

Распался навеки союз нерушимый,
Стоит на распутье великая Русь:
Но долго ли будет она неделимой,
Я этого вам предсказать не берусь.
К свободному рынку от жизни хреновой,
Спустившись с вершин коммунизма, народ
Под флагом трёхцветным с орлом двухголовым
И гимном советским шагает вразброд.


Слава богу, по этому поводу ещё можно веселиться, ведь недавно чуть не приняли поправки в Уголовный кодекс, по которым можно было получить наказание за «надругательство над гимном». Тогда, кстати, Борис Надеждин чуть не внёс свои уточняющие поправки, в которых говорилось что «надругательством над гимном является его прослушивание сидя, лёжа, вприсядку, с искажением партитуры».

«А знаете, чем хорош наш нынешний гимн? - завершая экскурс, спросил участников встречи Роман Синельников. - Ещё много лет назад все говорили, что этот гимн можно исполнять в любом состоянии. В каком состоянии тебя ни застань, ты всегда сможешь вспомнить мелодию собственной страны».