Туркмении не хватило газа

На модерации Отложенный

В Туркмении уволены все руководители основных «газовых» ведомств страны. Такое решение принял президент страны Гурбангулы Бердымухаммедов после того как до него дошла информация о фальсификации, то есть завышении вдвое, а то и втрое данных по извлекаемым запасам газа на крупнейшей туркменской Иолотано-Яшларской группе месторождений. Этот случай может окончательно разрушить и без того непрочную репутацию Туркмении на международном газовом рынке, а также явно свидетельствует о падении квалификации местных профильным кадров.

Как напоминает во вторник газета «Время новостей», еще в 2008 году английская компания Gaffney, Cline and Associates опубликовала данные аудита газового месторождения «Южный Иолотань - Осман». В соответствии с ними, месторождение получило официальный статус «супергигантского», его запасы оценивались в 6 трлн кубометров, что почти в два раза больше, чем разведанные запасы Штокмановского месторождения в России (3,7 трлн кубометров). Такие данные приводил в феврале 2009 года на конференции в Лондоне менеджер Gaffney, Cline and Associates по бизнес-развитию Джим Джиллет. И еще в начале октября их подтверждали, на основе данных о первом бурении, и туркменские власти.

А потом начались нестыковки. Подошло время подавать заявки на тендеры, которые должны были пройти между зарубежными компаниями за право разрабатывать данные месторождения. Часть конфиденциальных данных, за которые «конкурсанты» должны были заплатить по несколько сот тысяч долларов, чтоб их допустили до участия, вроде бы попали в их руки в обход официальных туркменских властей. И сразу же вызвали серьезные подозрения «непрофессионализмом» их исполнения. Иностранные компании, как утверждает «Время новостей», пришли к выводу, что речь идет о сознательном или неосознанном завышении в разы извлекаемых запасов месторождения.

Соответственно возникли проблемы и с конкурсами.

В итоге, было проведено экстренное заседание правительства Туркмении, итогом которого стали отставки большинства «газовиков». После этого новым министром нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркмении назначен Оразнур Нурмырадов, еще год назад заведовавший отделом в институте нефти и газа госконцерна «Туркменгаз» (его предшественник Аннагулы Деряев переведен в руководители госконцерна «Туркменнебит»), а новым главой «Туркменгаза» назначен Нуры Мухаммедов.

Кстати, «Время новостей» также сообщает, что зашаталось кресло и под нынешним министром иностранных дел Туркмении Рашидом Мередовым. Он, по слухам, не смог с дипломатической точки зрения обеспечить должны образом поездку Гурбангулы Бердымухаммедова на Генассамблею ООН и переговоры там с госсекретарем США Хиллари Клинтон. Отметим, что такого рода масштабные перестановки в туркменском руководстве, даже если Мередов и сохранит свой пост, не производились уже достаточно давно. Причем речь идет о тех, кто, по большому счету, задействован в определении реальной внешнеполитической и внешнеэкономической линии в Туркмении, где газ является основой экономики страны. А смена персоналий в этом среднеазиатском государстве чаще всего означает и смену политики.

И для России - как одного из основных потенциальных партнеров Ашхабада - такие перестановки не могут пройти бесследно. Тем более, если вспомнить о том, что лишь не так давно Москва объявила о том, что возобновляет закупки туркменского газа. Какими же будут последствия этих кадровых перестановок для российско-туркменских отношений, станет понятно уже в ближайшее время как раз по «газовым» договоренностям. Что показательно, лидер Туркмении был в числе тех четырех среднеазиатских президентов, кто не приехал на саммит СНГ в Кишиневе.