Топ-миссионеры или эзотерика бизнеса
На модерации
Отложенный
Хорошо, когда топ-менеджер водит подчиненных в кино. Хуже, если вынуждает изучать Бхагавадгиту или сидеть на строгой диете
Третий день региональной конференции ОАО «Уралсиб», в которой участвовало более 150 ключевых менеджеров корпорации, был посвящен вопросу корпоративной культуры и осознания ценностей. Помимо руководителя службы человеческих ресурсов банка «Уралсиб» Екатерины Успенской на сессии выступали Сергей Неаполитанский и Том Солихин — авторы книг по восточной философии, эзотерике и духовным практикам.
В кулуарах менеджеры «Уралсиба» рассказывали, что в компании обязательна для прочтения книга Геше Майкла Роуча «Алмазный огранщик», автор которой полагает, что цель бизнеса и древней тибетской мудрости, равно как и всех человеческих стремлений, одна — стать богатым, достичь внешнего и внутреннего процветания. Однако ни один человек рассказать об этих особенностях корпоративной культуры компании не согласился.
«В 2008 г. “Уралсиб” начал переход к системе управления по ценностям, — комментирует ситуацию Успенская. — Залогом эффективности бизнеса мы считаем уникальную внутреннюю среду, основанную на единстве убеждений и совместном творчестве. Основными корпоративными ценностями стали здоровый образ жизни, позитивное мышление. Компания стремится предоставить сотрудникам возможности для гармоничного профессионального и личностного развития и регулярно организует встречи с носителями лучших практик в этих направлениях. В наших мероприятиях участвовали Гор Нахапетян, Антонио Гутьеррес, Леонид Фейгин. Мы реализуем программы укрепления здоровья сотрудников. В рамках одной из них консультирует известный специалист по йоге и цигуну Игорь Исаев, который даже разработал для сотрудников “Уралсиба” видеокурс по офисной йоге. На одной из региональных конференций прошел мастер-класс по ораторскому искусству».
Все добровольно
В одной известной компании первое лицо увлечено восточной философией и духовными практиками, рассказал Павел Безручко, генеральный директор «Экопси консалтинга». Он обязует топ-менеджеров читать религиозную и философскую литературу, посещать лекции учителей, потому что миссию свою видит в формировании бизнеса определенной духовной направленности. В другой компании, крупной розничной сети, по его словам, ценности были описаны почти как символ веры и руководители заставляли сотрудников петь гимны, хлопать в ладоши, проводили другие «ритуалы», формирующие корпоративную идентичность. Очевидно, что намерения первых лиц таких компаний позитивны. Они верят в определенную доктрину, видят в ней практическую пользу. «Но каждый волен выбирать место работы и решать, готов ли он принять такие правила игры», — резюмирует Безручко.
«Это смехотворные иллюзии, что можно сотрудников заставить учиться чему-то или верить во что-то против желания, — убежден Дмитрий Агарунов, основатель медиакомпании “Гэймленд”. — Да, есть такой термин — “добровольно-принудительно”. Но на деле это в любом случае добровольно. Если человека устраивает работа в компании, он принимает все ее особенности». Прежде, когда присутствие на тренингах для топ-менеджеров было обязательным, те нередко брали больничные. Теперь никого не заставляют. «Для меня это путь более длинный и дорогой, но я даю людям время понять и оценить», — говорит Агарунов.
Вместе весело
«Известны примеры, когда первое лицо насаждает в компании занятие определенным видом спорта, — рассказывает старший партнер «Тренинг-бутика» Марк Кукушкин.
— И тут вступает в силу желание окружения угодить шефу, дать ему возможность побегать с мячом, забить гол. Подобные занятия делят команду на две части: тех, кто вместе с шефом, и тех, кто игнорирует подобные увлечения. Другой вариант — увлечение экстремальными практиками: групповые прыжки с парашютом, восхождения на вершины и т. д. Участие в соответствующих мероприятиях оказывается едва ли не знаком «корпоративной приверженности».
Сергей Полонский, глава «Миракс групп», неоднократно в своем ЖЖ рассказывал, как весь совет директоров по его воле то оказывался в зимней тундре, то высаживался в джунглях. И отказы от участия не принимались.
Год назад уволившийся из одного из подразделений холдинга «Атлант М» Михаил рассказывает, что его бывший начальник считал, что люди в отделе должны быть друзьями (не коллегами с хорошими отношениями и не приятелями, а именно друзьями), и активно насаждал внерабочее общение путем совместных походов в рестораны, бани, выездов на шашлыки, а неявившиеся сначала отделывались«дружеским» предупреждением в стиле «нехорошо отрываться от коллектива», а потом подвергались депремированию под надуманным предлогом. Я, говорит Михаил, человек семейный, имел собственное представление о разграничении времени на рабочее и личное и в итоге доигрался до понижения в должности. Фактически меня выдавили, а при увольнении начальник бросил фразу: «У тебя за три года работы даже друзей в фирме не появилось».
Насильно мил не будешь
«Мое увлечение архитектурой и дизайном, безусловно, влияет на то, как живет компания, — признается Наталья Степанюк, генеральный директор “IQ-маркетинга”. — У нас один из самых дизайнерских офисов. Мои пристрастия влияют и на то, как мы питаемся. У нас большая коллекция казанов и мангалов, поскольку часть моего детства прошла в Средней Азии. Я увлечена кино, и мы нередко всей компанией ходим смотреть фильмы». Каждый четверг в агентстве проводятся встречи с интересными людьми: дизайнерами, архитекторами, режиссерами. Степанюк считает, что такие вечера заставляют мозги работать. «Но никакого самодурства, тоталитаризма и диктатуры», — подчеркивает она.
Водил в кино подчиненных и Дмитрий Агарунов. Правда, в ЖЖ бывших сотрудников компании нередко можно прочитать жалобы — на жесткую субординацию по цвету бейджей или карьерный рост только в случае изучения Торы. «Странно, что при моей открытости так мало глупостей пишут про меня в сети. Безусловно, влияние личности владельца бизнеса на корпоративную культуру есть всегда, — соглашается Агарунов. — Но это не значит, что все должны стать на меня похожи. Я требую разделять мои взгляды только в отношении к собственной карьере и морали. И при приеме на работу людям об этом говорится».
С уважением относиться к особенностям компании просят новичков и в консалтинговой фирме «М-РЦБ». «Меня на собеседовании предупредили, что в компании сильны православные традиции, — рассказывает один из специалистов “М-РЦБ”. — Но за полтора года вопрос вероисповедания не поднимался. Хотя был коллега, ярый атеист, которого напрягало, что над ним в комнате висит икона. А иконы у нас во всех помещениях. Главным праздником считается день жен-мироносиц, и всегда поздравляют с Рождеством и Пасхой. Но поститься не заставляют. Организуемые в рабочее время поездки в монастыри и храмы тоже не обязательны. Я ни разу не ездил».
Комментарии
Но плохо то, что они решают осчастливить своими умениями других, которым это не надо и не интересно. Зачем дворнику в банке изучать буддизм? Зачем специалисту по кредитам изучать йогу?
Хотя оглянитесь вокруг, сколько такого поведения вокруг. Друзья наливают водяру новому дружку \"за компанию\". Целые страны начинают склонять других к своей вере. Раньше - СССР, теперь - США. Да мало ли вокруг такого, только задуматья! Зародилось это желание в древности, когда новоприобретенным умениям старались обучить соплеменников, чтобы легче было выжить в мире. Но сейчас эта навязчивость становится тормозом.
А великие топ-менеджеры не понимают, что у каждого своя душа, свой характер, свои интересы и свой путь в жизни.
А упомянутый Неаполитанский - сущий Остап Бендер из среды любителей восточной экзотики. "Перевел с санскрита" "Бхагавадгиту", языка подлинника не зная вовсе - скомпилировал по-русски несколько переводов с английского. Да и бросил жену с ПЯТЬЮ детьми. Знаю я его и не завидую фирме, прибегнувшей к его услугам.
Разделять ценности владельца и/или группы "топов" - суть попытка переделать взрослого человека (если только тот изначально не является сторонником взглядов нового начальства - бывают же и такие совпадения!). Проконтролировать этот момент нереально: подчиненный может делать вид, что увлечен йогой, тибетской мудростью, восточной кухней и здоровым образом жизни, дабы сохранить место и благорасположение начальника. Но вовсе не факт, что что-либо из вышеперечисленного и впрямь будет иметь для него какую-то ценность. Следовательно, часть своей энергии, времени, соображалки - подчиненный будет тратить на то, чтобы изобразить лояльность. В ущерб работе, разумеется.