Олег Табаков нашел постановщика для \"Околоноля\"

На модерации Отложенный

В конце минувшей недели Олег Табаков объявил о своем намерении инсценировать в \"Табакерке\" \"Околоноля\" - роман Натана Дубовицкого о коррупции в России. Опубликованный в качестве приложения к журналу \"Русский пионер\" в августе, он стал литературным бестселлером нынешней осени.

И едва ли не главной литературной мистификацией - кто бы ни был автором романа \"Околоноля\", пожелавший скрыться за псевдонимом, любовь к интриге, заговору, тайне, мистификации, характерна для нашей эпохи в высокой степени. Не случайно ее начало совпало по времени с публикацией книги Гилилова \"Игра об Уильяме Шекспире, или тайна великого феникса\" о том, кто на самом деле скрывался под именем Шекспир. Встреченная восторженной истерией поклонников, эта книга маркировала новую социальную атмосферу: отныне (так уже не раз бывало в истории) самые разнообразные комплексы будут рядиться в чужие одежды, играя в игру и скрывая тайну великого.

Но для нас самое интересное состоит в том предложении, которое Олег Табаков сделал Кириллу Серебренникову и от которого он не смог отказаться. Шеф \"Табакерки\" предложил известному режиссеру выступить в качестве постановщика этого романа на своей сцене. И, видимо, неспроста: Серебренников - быть может, самый социально-ориентированный режиссер нашего театра. Начав свою карьеру в Москве спектаклем \"Пластилин\" по пьесе Василия Сигарева, он положил начало новой театральной эпохе социального \"активизма\".

Не случайно \"шестидесятники\" - Галина Волчек и Олег Табаков - с жаром откликнулись на его появление и пригласили в свои театры. В МХТ им. Чехова Серебренников, в частности, поставил \"Лес\", в котором с сарказмом исследовал внутреннюю связь нынешней чиновничьей элиты с расцветом брежневского \"застоя\". Не менее хлестко и злободневно он высказался и в спектакле \"Современника\" \"Антоний и Клеопатра\".

В то же время, Кирилл вместе с товарищами стал одним из организаторов \"Акции по поддержке театральных инициатив\" и фестиваля \"Территория\". \"Мне кажется, что театр не может дистанцироваться от того, что происходит в обществе. Театр - это то, что происходит здесь и сейчас. Не могут все строить башню из слоновой кости. Или работать только на потребу, для развлечения. Более того, мне кажется, театр, который существует на деньги налогоплательщика, должен говорить с ним о его проблемах, о его жизни и нуждах\", - сказал Серебренников в интервью \"РГ\".

Интересно, что и книга \"Околоноля\", и спектакли Серебренникова - из одной культурно-временной среды; они дети того взрыва, который произошел на заре перестройки и принес в Россию главные тексты постмодернизма - от Борхеса до Ролана Барта. В самом способе \"читать\" реальность оба автора - романа и театральных спектаклей - явно схожи, для обоих мир является постмодернистским справочником, с добавлением чуждого постмодерну морального и социально-злободневного суждения.