Березовский: никто не подумает, что войну начала Грузия

На модерации Отложенный

- Поныне активно говорят о том, что 11 сентября Вы находились в Тбилиси. Лейбористская партия Грузии утверждает, что во время визита Вы встречались с представителями грузинских властей и рассматривали разные вопросы. Что Вы можете сказать по этому поводу и, вообще, есть ли у Вас какие-нибудь контакты с грузинскими властями?

- На этот вопрос я уже ответил и сказал, что в связи с личными визитами я комментариев не делаю. Не отвечу на вопросы, которые интересуют Кремль и ФСБ. Я с Вами говорю не как с сотрудником службы безопасности России, а как с журналистом. Ведь Вы журналист, а не представитель службы безопасности России? Если это так, то скажите, и тогда мы по-другому поговорим.

- Ладно, в грузинском обществе также активно говорят о том, что после смерти Бадри Патаркацишвили Вы предъявили свои претензии на часть акций телекомпании \'Имеди\'. Грузинская пресса много писала о том, что потребовали у Инны Гудавадзе (супруга Бадри Патаркацишвили - пер.) часть состояния, объясняя это тем, что у Вас с Бадри Патаркацишвили был общий бизнес. Насколько соответствует действительности эта информация?

- Я отвечу Вам точно. У меня и у Бадри все было разделено поровну, 50/50. В жизни ни разу я ничего чужого не требовал. У меня нет претензий на то, что принадлежит Бадри и его семье. Что касается телекомпании \'Имеди\', то я владел точно 50% акций, 50% принадлежали Бадри. Еще раз повторяю, что не предъявляю никаких претензий на то, что принадлежит Бадри и его семье.

- Что Вы можете сказать в связи со смертью Бадри Патаркацишвили? Официально причиной его смерти назван сердечный приступ.

- Могу сказать одно: официального медицинского заключения о причине смерти Бадри до сих пор не существует. Во всяком случае, ничего о существовании такого заключения не известно.

- Какие у Вас сейчас отношения с семьей Патаркацишвили?

- Никаких отношений с семьей Бадри у меня нет, и это не по моей инициативе. Вы, наверно, знаете о том, что жена Бадри считает, что \'дружба по наследству не передается\'. Я считаю, что это абсолютно расчетливое отношение к памяти Бадри. Пусть наши отношения с Бадри будут не на моей, а на совести Инны Гудавадзе.

- Когда в Тбилиси проходили акции протеста, то активно распространялась информация о том, что Вы собирались финансировать оппозицию и в связи с этим встретились с Гогой Хаиндрава. Что Вы можете сказать об этой встрече?

- Как известно, кандидатом в президенты когда-то был Бадри Патаркацишвили, а не я, поэтому все вопросы, связанные с поддержкой оппозиции, являются вопросами его политической позиции. Насколько я знаю, он морально поддерживал оппозицию. Что касается встречи с Хаиндрава, то могу сказать только то, что Хаиндрава, действительно, несколько раз приезжал в Лондон к Бадри и просил у него помощи.

- В Москве Вас заочно осудили и присудили Вам 13 лет лишения свободы за два преступления, - присвоение принадлежащих \'Аэрофлоту\' 200 миллионов рублей и 58 миллионов \'Автоваза\'. Кроме этого, по данным комитета расследований прокуратуры России, во время расследования Вашего дела были выявлены новые обстоятельства, и в связи с этим появились основания обвинить Вас в создании преступных группировок. Что Вы можете сказать по этому поводу?

- Откровенно говоря, все это меня уже не интересует. Я уже не знаю, сколько дел возбуждено против меня, наверно, 120. Так что, нет смысла реагировать на них, одним делом меньше, одним больше, этим ничего не меняется. Главное, что меня это ни в коей мере не касается и не волнует. Все это не меняет мою жизнь, так как в Англии у меня есть политическое убежище. Что бы ни выдумывали в России, я в этом процессе не участвую. Меня не интересует весь этот фарс. Все это фальсификация, и в этом смысле меня не интересует то, что происходит в России.

- Какое отношение у Вас российско-грузинской войне в августе 2008 года и последующему факту одностороннего признания Россией Абхазии и Южной Осетии?

- Я был свидетелем, как развивались события и знаю, что это была абсолютная провокация и агрессия со стороны России, но, к сожалению, грузинские власти подалась на эту провокацию. Естественно, война была инициирована Россией, она постепенно шла к этому, я знаю об этом еще с того времени, когда был заместителем председателя совета безопасности России и исполнительным секретарем СНГ. Знаю также о позиции российских политиков во главе с Примаковым: они не представляют независимой Грузии и делают все для того, чтобы она была расчленена. Я хорошо помню, как в период общения с Шеварднадзе и тогдашними властями Абхазии, я старался сделать все для того, чтобы установить между ними хорошие отношения. Сопротивление в связи с этим вопросом я испытывал лично от Примакова и от тех нелюдей, которые сегодня представляют власть в России. Поэтому я не сомневаюсь в том, что войну начала Россия. После отчета Илларионова, который широко описывает российско-грузинские отношения, ни один здравомыслящий человек не начнет сомневаться в том, что Россия не начала эту войну с целью присвоения Абхазии, так как ей нужен был выход к Черному морю. Ситуация, сложившаяся в связи с Севастополем, это все находится во взаимосвязи.

А самое главное состоит в том, что агрессия исходила от империи, которая убивает мирных жителей. Каким бы критическим ни было мое отношение к нынешним грузинским властям, августовские события я оцениваю как хорошо запланированный и подготовленный акт, направленный против Грузии. А также крайне важно то, что Запад вообще не понимает того, что происходит в России. Все оценки, которые делает Запад в связи с этой войной, абсолютно неправильны.

- Исходя из всего сказанного, насколько реальна по отношению к Грузии повторная агрессия со стороны России? Эксперты считают, что в результате августовской войны Россия реально не получила того, чего хотела.

- Я Вам отвечу так: повторная агрессия со стороны России возможна настолько, насколько долго мировое сообщество и Запад будут закрывать глаза на выходки России. В данном случае, нынешние лидеры Европы и действующий президент Америки очень слабо осознают, насколько опасна Россия для всего мирового сообщества. Это не вопрос российско-грузинских отношений, а то, насколько реально демократическое общество анализирует ту опасность, которая исходит от России. По моей оценке, Россия более опасна, чем Иран.

- Как Вы думаете, создала ли Россия для себя опасный прецедент, признав независимость Абхазии и Южной Осетии, и дала ли она стимул для тех, кто борется с ней и стремится к независимости?

- Разумеется, Россия создала для себя опасный прецедент, так как, если Россия признала независимость Абхазии и т.н. Южной Осетии, то почему не могут быть независимыми Чечня и Кабардино-Балкария?! Этот прецедент опасен не только для России, но и для всего мира. То, что независимость Абхазии и Южной Осетии признала только Никарагуа, свидетельствует только об одном: любая страна, которая примкнет к этому признанию, автоматически поставит свою страну под угрозу территориальной целостности, так как этим решением он подписывается под бандитским распределением государственных территорий. Признание территориальной целостности государств является фундаментальной основой основ взаимоотношений в современном мире.

- В свое время Вы были активным участником в урегулировании чеченской проблемы. Насколько Вы информированы о сегодняшней ситуации в Чечне? С каждым днем растет напряженность в Дагестане и Ингушетии. Какими данными Вы располагаете, как все эти события скажутся как на Кремле, так и на кавказском регионе?

- На мой взгляд, Кадыров разыграл прекрасную карту, так как не Москва контролирует Грозный, а, наоборот, Грозный контролирует Москву. Поскольку российские власти абсолютно криминальны (Медведев, Путин и их ближайшее окружение), и с тех пор, как они встали на этот путь, стало очевидно, что главный тут Кадыров, а не Путин, или, хотя бы, Медведев, так как у Кадырова более богатый и совершенный опыт бандитизма, чем у правителей Кремля.

- Часть российских экспертов заявляет, что в России начинается второй этап кризиса. Как Вы оцениваете существующие обстоятельства с этой точки зрения, и какие полследствия может вызвать углубление финансового кризиса?

- В России этот кризис продлится, так как в течение 10 лет Кремлем не сделано ни одного шага в вопросе реструктуризации экономики. Россия по-прежнему средняя страна, у которой сегодня нет никаких ресурсов стать нормальным государством. В Европе и Америке уже начали меры по преодолению кризиса, в России же в этом направлении ничего не предпринимается. Существуют объективные признаки того, что действующему политическому режиму не под силу справиться с этим кризисом.

- Россия ужесточает свою политику в отношении Кавказа. Как мы должны вести себя с Кремлем? Как Вы думаете, какую политику мы должны проводить для того, чтобы Москва начала уважать территориальную целостность соседних государств, их суверенитет и, в конечном счете, принципы международного права, хотя бы на элементарном уровне? Что должны в этом направлении предпринять грузинские власти и мировое сообщество?

- Необходимо прекратить переговоры с Россией, так как бандиты не понимают рациональные и логические аргументы, они понимают только язык силы. Поэтому у мирового сообщества есть все основания перейти от разговоров к делу, а дело подразумевает оказание реального, эффективного, силового, повторяю, силового сопротивления российской агрессии.

- Как Вы оцениваете российско-американские отношения? Считаете ли Вы реально возможной декларированную в отношениях этих двух стран политику \'перезагрузки\'?

- Прошлое невозможно перечеркнуть, а \'перезагрузка\' подразумевает именно это. Какими бы иллюзиями не кормила себя сегодняшняя администрация США, никто не сможет перечеркнуть то, что творилось до ее прихода к власти. Так что, разговоры о какой бы то ни было \'перезагрузке\' излишни. Это нереально, просто, красивая фраза. Уверен, что, несмотря на наивность нынешней администрации США, через некоторое время она осознает существующую реальность, так как Россия никогда не сможет быть ни партнером, ни другом. Для всего цивилизованного мира Россия своим режимом всегда будет \'промахом\'.