Банда \"тверских волков\" убила Михаила Круга

На модерации Отложенный

2 октября Тверской областной суд вынес приговор банде «волков». Трое из шестерых свободы не увидят никогда. По материалам этого уголовного дела можно снимать длинный сериал о буднях российского криминала. 

На скамье подсудимых оказались шестеро мужчин разного возраста, социального статуса, но с одним взглядом на жизнь. Хотя один из них – Игорь Левыкин – оказался членом банды совершенно случайно, и считать его таковым можно лишь условно.

В лихие девяностые в Твери, впрочем, как и везде, было две власти – официальная и криминальная. Авторитет по кличке Лом, Иваныч, Дед, а в миру — Александр Иванович Костенко, созидал свою властную структуру. Криминальную империю он начал строить в 1998 году, до этого уже трижды отсидев по разным статьям, среди которых кража была самой безобидной.

Были у него и замы, и своя армия, и свой бизнес. В сферу экономических интересов Лома входили не только рэкет, автоугоны и проституция, но и вполне официальные способы зарабатывать на жизнь. Он организовал фонд «Охрана окружающей природной среды», ввел своих людей в соучредители более ста тверских фирм. Зарабатывал он на деревообработке, производстве винно-водочных изделий, активно работал в финансово-кредитной сфере и игорном бизнесе.

Замом по безопасности можно было назвать Анатолия Осипова по кличке Волк». Так его прозвали за татуировку в форме головы волка. Он и сколотил из молодых ребят некую группу, которую тоже стали называть «волками». Молодые люди украсили свои тела такими же татуировками, как у своего главаря.

Чтобы увлечь молодежь, Осипов даже придумал для них особую идеологию сверхлюдей, которым позволено все. Они ассоциировали себя с волками, свободолюбивыми и жестокими зверями, которые вправе считать себя хозяевами леса, а значит и жизни.
В 2005 году Анатолий Осипов был убит, тогда дело своего отца продолжил «волчонок» Александр Осипов. От него ни на шаг не отставал его друг Дмитрий Баскаков. В ряды банды органично влился Александр Агеев, которого в свою организацию привел сам Лом.

Агеев, пожалуй, самая интересная личность из всей банды. Как отмечали все свидетели, он всегда отличался умом, начитанностью, набожностью. Его воспитывала бабушка, родители были живы-здоровы, но участия в жизни сына не принимали по каким-то туманным причинам: то ли работали в другом городе, то ли из-за неполадок в личных отношениях. Александр в возрасте 14 лет пришел в иконописную мастерскую, стал учеником. После армии он тоже вернулся сюда, но не надолго. Армия дала ему почувствовать силу оружия. Он примкнул к клубу исторической реконструкции «Спас», где его научили носить доспехи русских рыцарей и драться на мечах.

В «Спасе» его и увидел Костенко-Лом. Он спонсировал деятельность клуба. Как позже выяснилось, не бескорыстно. Именно здесь он приглядывал себе бойцов.

В итоге Агеев решил уйти из иконописной мастерской. Учитель, узнав, какую работу нашел себе его ученик, пришел в ужас и стал уговаривать парня подумать о своей дальнейшей судьбе.

— Здесь у меня не будет ни денег, ни славы, а там будет все, — заметил Александр уходя.

Далее жизнь Агеева развивалась стремительно. Вскоре он начал дорого одеваться и часто менять машины. Появлялись в его жизни и женщины.

— Он обладает какой-то удивительной энергией, — поделилась с «Комсомолкой» одна из бывших близких подруг Агеева. – Женщины влюблялись в него безумно.

Одна из таких безумиц даже родила от него ребенка, но Агеев, выросший сиротой, к идее создания семьи до поры до времени относился с прохладцей. Пришлось девушке воспитывать ребенка в одиночку.



бийству по характерному почерку. Он стрелял с двух рук, вел себя дерзко, шел на близкий контакт с жертвой и мог спокойно посмотреть ей в глаза.

Когда в 2007 году отдел по расследованию особо важных дел только приступал к допросу членов банды, Агеев уже отбывал свой первый срок. В 2006 году его осудили на шесть лет за убийство «смотрящего» в городе Конаково. Лом захватывал территории, находящиеся в зоне влияния другого авторитета – Севера, а Агеев был умелым инструментом по очистке территории.

— Те убийства, за которые судят Агеева, лишь верхушка айсберга его преступлений, — заметил кто-то из свидетелей в зале суда.

Пожизненные сроки банда получила за 14 убийств, грабежи, разбои, вымогательства и ношение оружия. На их руках кровь семьи директора рынка из Ким р Башашина. За пять минут киллеры расстреляли четырех человек, чья вина была лишь в том, что они не хотели подчиняться Лому и платить ему дань.

В Максатихе от рук банды погибли очередной «смотрящий» Севера и трое его компаньонов. По тем же причинам были убиты и другие жертвы. Лом руками «волков» отправлял на тот свет всех, кто мешал ему «работать» или просто не нравился.

До сих пор не закончено расследование по одному из самых громких убийств Твери. Михаил Круг погиб июньской ночью 2001 года от рук бандитов, пробравшихся в его дом. Вдова шансонье Ирина видела лицо одного из них, много лет спустя, в начале 2008 года, она опознала убийцу в Александре Агееве. Но до сих пор следователи не могут пришить это опознание к делу, как неоспоримый факт вины «волка».

Еще год назад после окончания следствия «Комсомолка» разговаривала с теми, кто расследовал это дело. — Троим обвиняемым грозит пожизненное лишение свободы, — справедливо прогнозировал руководитель следственной группы отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Тверской области Руслан Велимамедов. — По крайней мере, я, как следователь, считаю, что это будет справедливым. Можно с уверенностью сказать, что банда полностью ликвидирована.

Будем надеяться, что это действительно так. Хотя суд отправил на доследование три эпизода из этого уголовного дела. В первую очередь потому, что в них фигурируют неустановленные лица, принимавшие участие в преступлениях. Тем не менее Следственный комитет провел огромную работу по ликвидации банды, что отражено в 94 томах уголовного дела.

Кстати, у всех «волков» на свободе остались семьи. Исключением стал только Агеев, которого задержали за неделю до свадьбы.

Вместо послесловия

Главарь банды Александр Осипов получил пожизненный срок и штраф в 1 миллион рублей в пользу государства.

Его лучший друг Дмитрий Баскаков получил аналогичное наказание.

Александр Агеев, тот самый, в котором Ирина Круг опознала убийцу своего мужа, также получил пожизненный срок, но без штрафа.

Дмитрий Пауков был оправдан по ряду эпизодов и наказан лишь на 2 года 6 месяцев, с отбытием наказания в колонии-поселении.

Предприниматель из Максатихи Юрий Цветков получил 21 год строгого режима и штраф в 1 миллион рублей.

Игорь Левыкин, который обвинялся лишь в одном эпизоде по делу с кражей, осужден на 2 года условно с испытательным сроком 2 года.

Кроме того, удовлетворены моральные и материальные иски потерпевших на общую сумму более 16 миллионов рублей. Самый крупный иск в 10 миллионов рублей предъявили родственники семьи Башашиных, убитых в Кимрах.