Кто стоит за убийствами журналистов в Чечне?
На модерации
Отложенный
Кто стоит за убийствами журналистов и борцов за права человека в Чечне? Правозащитник Людмила Алексеьева убеждена в участии могущественных людей. Она рассказывает «Вельт онлайн», почему регион находится в таком состоянии и как происходила генерация насилия.
Недавние убийства двух чеченок - Натальи Эстемировой и Заремы Садулаевой вызвали новую волну насилия в русских республиках северного Кавказа. С момента этих преступлений убийства и похищения нагромождаются в Чечне, Ингушетии и Дагестане. Правозащитник Людмила Алексеева, руководитель Московской Хельсинкской группы и знаток Северного Кавказа, не верит, что за это отвечают мятежники.
Кого вы считаете дирижёрами убийств и насилия?
Можно только предполагать кто за этим стоит, серьёзного следствия не велось, так как власть имущие пытаются отмежеваться от фактических преступников. Что, разумеется, позволяет сделать вывод, что власть имущие участвуют в этом в той или иной степени. (Однозначно что борцы и бандиты не являются организаторами этих убийств).
В Москве утверждается, что западные спецслужбы своими руками ведут игру, чтобы очернить русскую государственную власть на Северном Кавказе и разрушить Россию.
Это такая идиотская позиция, что я вовсе не хотела бы обсуждать её. В это не верят даже те, кто произвели на свет что-то в этом роде. К сожалению, в нашей стране средние и высшие этажи власти - я не имею в виду всех - связаны с преступлениями.
Как, по Вашему мнению, дошло, до, по-видимому, безвыходного положения в русских кавказских республиках?
Это следствие решения начать войну в Чечне. В течение 15 лет войны в маленькой республике выросло целое поколение, которое не может писать и читать, однако отлично умеет стрелять и ставить мины. Это распространилось из Чечни на Ингушетию, Дагестан и Кабардино-Балкарию и ещё будет распространяться дальше.
Но почему органы власти не возьмут ситуацию в свои руки?
Руководители, посаженные во всех республиках Северного Кавказа, реагируют подавлением и запугиванием. Служащие внутренней тайной полиции ФСБ, милиции, прокуратуры которые принимали наибольшее участие в военных действиях, психически нездоровы. Они нуждаются в психологической помощи. Они знают только насилие, они даже не нуждаются для этого в приказе.
Местные «собственные инициативы»?
Нет, так как очевидно - руководство [страны] поставило задачу на подавление. В Чечне люди не осмеливаются, как и во времена Сталина, высказывать своё мнение открыто. Даже если там теперь убивают меньше [людей] - режим Рамзана Кадырова не миролюбивый. Это режим подавления. Поведение Кадырова напоминает о «сильной руке» Сталина.
Вы не верите в скорое «умиротворение» региона?
На Северном Кавказе применяются сегодня те же методы, которые использовались в XIX и XX веке. И это кончится дурно. Недовольство велико, оно образует питательную среду для тех, кто готов к сопротивлению. Практически гражданская война происходит в этой или той форме во всех республиках северного Кавказа между власть имущими и населением.
Как можно остановить спираль насилия?
Запустить механизм насилия проще, чем остановить. Я не могу представить в данный момент, что нужно предпринять, чтобы немедленно его остановить.
Это работало бы только тогда, если бы там наверху имели политическую волю, чего я до сих пор не вижу. Они не понимают, что переговоры с людьми, человеческое отношение по отношению к людям, соблюдение законов со стороны власть имущих, - это единственная политика, которая приносит приемлемый результат, даже если это трудно и продолжительно.
Существует ли опасность для единства России?
И там, наверху, они также понимают это. Но они не знают никаких других средств кроме как подавление и запугивание.
Имеется ли на Северном Кавказе «эскадроны смерти»? Правозащитники в Грозном говорят, по меньшей мере, о так называемой «третьей силе».
Я не использую выражение «эскадрон смерти». Оно внушает существование специально образованных военных подразделений. Я не думаю, что это так. Я считаю это понятие скорее аллегорией.
Но кто же тогда совершает убийства?
Бандиты убивают, чтобы нажиться. Но в убийствах Эстемировой, адвоката Маркелова или журналистки Политковской ситуация сложнее. Ясно - это не было ограблением. Непосредственными исполнителями были люди, которые потеряли в обеих войнах человеческие чувства, для которых человеческая жизнь ничего не значит.
Но они выполняли заказ?
Они действовали по заказу. У них ничего не было лично против их жертв, в то время как заказчики не пачкали своих рук убийствами. Они являются главными виновниками.
Где нужно их искать?
Алексеева: Жертвы убийства критиковали людей, которые занимают очень высокие посты. Поэтому предположение совершенно естественно, что они - инициаторы убийств. В какой форме это происходило, я не знаю. Я не вращаюсь в этих кругах, мы разделены непроницаемой стеной.
Особый статус Чечни
Чеченский конфликт с Россией продолжается с давних пор.
«Вельт онлайн» документирует самые важные основные вехи.
27 октября 1991 - советский генерал ВВС Джохар Дудаев становится первым чеченским президентом.
1 ноября 1991 - декларация независимости Чечни, которая никогда не признавалась Москвой.
12 декабря 1994 - Первая война против Чечни, президент Ельцин называл это восстановлением конституционного строя.
21 апреля 1996 - управляемая русская ракета убивает Дудаева.
Сентябрь 1996 - заключение мира в Хасавюрте, уход русских войск.
Август / сентябрь 1999 - Полевой командир Шамиль Басаев нападает, вероятно, при пособничестве русских спецслужб, на соседнюю республику Дагестан.
1 октября 1999 - русские войска вступают в Чечню, начинается вторая чеченская война, часть республики объявляется «зоной проведения антитеррористической операции».
Весна 2001 - Война объявляется законченной, что повторяется после этого ещё
неоднократно. В обеих войнах по данным верного Москве правительства в Грозном гибнет примерно 160 000 человек.
8 мая 2004 - неизвестные взрывают Ахмада Кадырова, президента, одобренного Москвой. Кадыров в первой войне воевал на стороне Дудаева.
1 октября 2007 - его сын Рамзан Кадыров становится президентом.
16 апреля 2009 - особый статус (контртеррористической операции - прим. ред.) для Чечни отменяется.
Комментарии