Конец России: взгляд из Хабаровска
На модерации
Отложенный
Русские вечно боятся, что Россия развалится. Страна настолько велика и громоздка, что, кажется, всегда находится на грани развала - как bolshaya deryevna, или большая деревня, полна этнических разногласий и политических потрясений, всегда балансирует между спокойствием и хаосом. Отсюда идёт притягательность сильной личности - скажем, Иосифа Сталина. Кого-то, кто держал бы всех под контролем.
Поэтому Кремль и его клиенты провели Антикризисный экономический форум в начале этого месяца в городе Хабаровске, в семи часовых поясах к востоку от Москвы на российском Дальнем Востоке. Вряд ли из этого форума могло появиться что-либо существенное. (Слова Вячеслава Шпорта, губернатора Хабаровского края, звучали, как слова старого конгрессмена, когда он предложил ключ к экономическому восстановлению в виде большего финансирования местной базы ВВС. «Это отличный дальневосточный проект по созданию высокотехнологичных инноваций, которые могли бы привлечь инвестиции и защитить предприятия от кризисных явлений», - сказал он.) Конечно, содержание не было целью Кремля. Целью было отправить послание местным жителям (и, особенно, местным чиновникам): вы находитесь в составе России. Вы находитесь под опекой. Мы едины.
Опасения по поводу стихийного распада возникли в последние годы. Во-первых, значительная часть страны, по сути, исчезла после коммунистического краха в 1991 г. лишь для того, чтобы появиться вновь в виде 14 независимых постсоветских республик. Потом пришла эпоха Ельцина, с его вновь обретённой свободой и широко распространённым чувством дезорганизации. Затем, в 2000 году, пришла эра Путина, в которую государственное телевидение подогревало страхи относительно возвращения в ельцинскую эпоху (чтобы массы не доверяли своему президенту с большой властью). А в мае 2008 года пришёл Дмитрий Медведев, в результате чего многие начали беспокоиться, что новый президент не будет столь же жёстким или недемократичным, как его предшественник. В сентябре прошлого года последовал крах «Леман Бразерс», вызвавший глобальный финансовый кризис; спад усилил в России страхи, что страна столкнётся с новым кризисом а-ля 1998 год, когда в инфляции сгорели пенсии десятков миллионов человек, и Россия действительно окажется разгаданной.
Все эти события - в сочетании с сокращением численности населения в размере до 750 000 человек в год и давние - порой обоснованные, порой не слишком - кошмары относительно китайского вторжения в Сибирь побудили российских лидеров вновь подтвердить свою власть над всей страной.
Поэтому они собрались в Хабаровске.
Вы могли бы сказать, что происходит что-то важное. За семь с половиной часов в салоне самолёта бизнес-класса компании «Аэрофлот» в ночь с пятницы на субботу перед саммитом кремлёвские чиновники и их телохранители были доставлены из Москвы в Хабаровск. Кавалькада чёрных внедорожников с тонированными стёклами и синими проблесковыми маячками указывали на то, что кто-то важный ожидал их на взлётной полосе в Хабаровске.
Гостиница «Парус», единственный отель в городе, оборудованный (отчасти) для приёма высокопоставленных делегаций из Москвы, была наводнена милицией и агентами службы безопасности, болтавшихся в фойе и возле отеля. (Wi-Fi, отличная еда и пуховые одеяла, среди прочих удобств, которые не распространены в России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.) Ночью всемогущие спустились на бар на первом этаже «Паруса» ради небольшой порции водки или чёрного чая. Бармен, который отказался назвать своё имя, опасаясь потерять работу, язвительно заметил: «Они ели, пили и ничего не делали».
Существует другая, вызывающая гораздо более враждебное чувство, сила, способствующая дезинтеграции: растущая интеграция российских рынков в мировую экономику - «не только в связи с ценами на нефть, но и когда заходит речь о финансовых рынках», говорит Алексей Моисеев, аналитик «Ренессанс Капитал» в Москве. «Никто не ожидал того, в какой степени финансовый кризис поразит Россию».
Моисеев отметил, что билет на самолёт из Москвы в российский порт Владивосток на Японском море в четыре раза дороже билета от Владивостока до любого крупного города в Китае и Японии. Жителям Владивостока и Хабаровска, отделённым от Китая рекой Амур, необходимо всего несколько часов на поезде, чтобы достичь китайских коммерческих центров, таких как Цзиси и Шуанъяшань. Чтобы добраться до Москвы, требуется приблизительно неделя. В Хабаровске «Лада», квадратная, без изысков, советская компактная машина, повсеместно распространённая в европейской части России, значительно уступает по численности «Тойотам», «Ниссанам» и «Хьюндаям» на шоссе, соединяющем Иркутск на восточной окраине Сибири с Владивостоком. «Они называют Дальний Восток «Землёй белых «Тойот»», - говорит Моисеев. Он добавляет, что первый заместитель премьер-министра Игорь Шувалов провёл много времени на Дальнем Востоке; в марте Шувалов принял участие в другом антикризисной форуме в Хабаровске.
Кремль, всегда готовый топтать политических соперников, национализировать промышленность и контролировать потоки нефти и газа, может иметь свои оговорки по поводу глобализации, со всей присущей ему непредсказуемостью. Но будущее Хабаровска - изобилующего суши-барами, интернет-кафе, бутиками, отелями и бесконечными потоками китайских и корейских туристов - это не Москва. В настоящее время большая часть номенклатуры в Москве, кажется, не понимает этого. Вот почему они продолжают проводить форумы, говорить о военно-воздушных базах и опрокидывать рюмочки «Русского Стандарта» в гостинице «Парус».
Комментарии