Паломничество как освобождение от наркозависимости

На модерации Отложенный

В материале использованы выдержки из дневника пациента Владимира П., 2004 год.

«Машина сопровождения ушла вперед. Я стою один на дороге. На пути, который выбрал сам. За спиной рюкзак, в руках камень. Я делаю первый шаг, первый из тысячи шагов. От вчерашнего мандража не осталось и следа; Сейчас я готов пройти этот путь. Вокруг горы, природа, так много всего и в то же время ничего нет - есть только эти 250 километров по дороге к себе


Так начинается Паломничество ; завершающий этап в лечении наркомании в одной из клиник Киргизии. Паломничество подводит итог кропотливой работе врачей, снимающих сначала физическую, а потом и психологическую тягу пациента к наркотикам. Паломничество не является обязательным. Каждый вправе сам решить - нужно ему это или нет. Самостоятельно принимая решение, человек встает на этот путь или отказывается от него.

На протяжении всей дороги меня не отпускало странное чувство, даже не чувство, а ощущение символичности моего пути. Я вспоминал слова инструктора, рассказывавшего мне, что именно по этому отрезку в 250 километров проходит главная наркотропа – начинающаяся в Афганистане, петляющая через всю Среднюю Азию - в Россию и страны Европы. Удивительно. Сейчас я иду по тому же пути, по которому везли героин для меня. Что это? Издевка судьбы; Обратное движение; Возвращение в жизнь

Психотренинг «Паломничество применяется как символический отказ от своего порока, от зависимости. Паломничество это не только тяжелый физический труд, ведь до Горы Спасения пациент идет пешком 250 километров через долины, ущелья и перевалы Тянь-Шаня, но и психологический. Всё это время человек проводит наедине с собой, мыслями и переживаниями. После долгих и изнурительных пяти суток паломник приходит к заветной точке - Горе Спасения Таштар-Ата.

Первые полдня пути прошли налегке. Всё казалось новым - удивительным. Я просто шел вперед и всё. Оглядывался по сторонам. Вокруг такая красота, природа, горы, непередаваемая тишина и спокойствие. Мне, как городскому жителю, всё это было в новинку. Проблемы начались к обеду. Сильно натерли кроссовки. Мозоли полопались, и каждый шаг превращался в волну ноющей боли. Как назло, полил дождь. Все размокло и раскисло. Грязь налипала на ноги, делая каждый шаг еще труднее. Я накинул куртку, но и она промокла. Горы больше не радовали и не удивляли, напротив, всё это бесило - эти нескончаемые подъемы и спуски, эта вязкая тишина в ушах, эти мешающие кусты. Впервые проскочила мысль: а, может, ну его, Паломничество? Отказаться ведь просто! Только подумал, и тут же стало стыдно. Стыдно перед собой. Я смогу. Я выдержу. Я справлюсь».

Один из самых главных эффектов Паломничества – умение быть ответственным за свои решения и свою жизнь. Это важное качество проявляется уже в самом факте выбора Паломничества, но еще сильнее это качество понадобится в пути, чтобы пройти его до конца. Японцы говорят: «Сделал первый шаг – прошел половину пути». Физическая усталость преодолима. Сложнее с преодолением себя - искушение, страх неудачи. Преодоление - это и есть главная цель Паломника.



К вечеру доплелся до лагеря. Уже в темноте поставил палатку, готовить ужин не стал - отужинал в сухомятку. Тело ноет, голова гудит от мыслей. Взял в руки свой камень. За весь день перед глазами всплывали и исчезали образы. Вспоминал мать, отца, вспомнил, каким я был когда-то в детстве, каким стал, когда сел на иглу, и увидел себя сегодняшнего. Стало легче. Я смогу. Я справлюсь. Так, с камнем в руках и уснул».

Весь путь Паломник несет с собой свой камень, на который он переносил груз проблем на протяжении всего курса лечения, которое длится месяц. Камень, как проводник, помогает разобраться в себе, в своих глубинных переживаниях. Паломник освобождает свою душу от тяжелой ноши, вкладывая в камень негативный опыт своей жизни.

«Утро следующего дня принесло с собой легкость. Мышцы не ныли, напротив – появилась легкость. Я быстро собрал палатку и двинулся дальше. Кроссовки снял. Вместо них надел тапки, примотав их к ногам бинтами, чтоб не слетали. Через два часа я был уже в предгорье, оттуда увидел перевал, говорят, называется Верблюжий. Какие верблюды – высота почти 4000 метров и красота как на картинах Рериха из Тибета. Туда мне предстоит подняться. Шаг за шагом я приближался к заветной цели. На удивление подъем для меня оказался простым.

Проблемы начались на спуске, уже за туннелем. Я решил пойти коротким путём, не по дороге, а напрямую через ущелья и склоны - о чем последующие два дня сильно пожалел. Крутые спуски, камни, скользкие осыпи. Упал, потянул ногу. Для меня это был самый тяжелый момент пути. Вновь захотелось все бросить и сдаться, но я выдержал, прокричался так, что горло заболело, но с пути не сошел. Последующие три дня слились для меня воедино, в один сплошной путь, в одну сплошную линию, в борьбу с собой, я почти не выпускал камня из рук.

Последние моменты ритуала Освобождения - подъем к Горе Спасения Таштар-Ата и освобождение от камня души», с которым паломник прошел весь свой путь. Камень летит на курган. А паломник, наконец, почувствовав себя свободным, выплескивает переполняющие его эмоции, сжигает вещи, напоминающие ему о болезни, и, загадав желание, завязывает ленточку на дереве возле кургана. Вниз он спускается уже освобожденным человеком. Это и есть конечная цель паломничества духовное очищение.

Утро пятого дня. До цели осталось километров двадцать не больше. Сегодня я уже буду на Таштар-Ате. Осознание этого дает такую силу, что хочется быстрее бежать вперед. Радость переполняет. Я ускоряю шаг. Все мысли направлены вперед. Осталось совсем немного. Я смог, я справился.
И вот наступает тот момент, который я ждал так долго, момент, ради которого я пустился в путь. Вот он - подъем к кургану. Выложенные из камней ступени ведут ввысь. Я сбросил рюкзак, разулся, взял камень и сделал шаг вперед. Всё быстрее и быстрее, ступень за ступенью. Сбитыми пальцами о теплые камни. С мыслями о будущем. С верой в себя. Курган. Камень. Бросок. Всё. Я смог! Я справился! Я помог себе сам! Я – чистый! Я – свободный!»