Реутов. Прокуратура ощутила арбитражный Dura lex

На модерации Отложенный

На днях закончился интересный процесс о выкупе земли в Московской области. В 2005 году ООО «Меркурий » (владелец Павел Фомин, сын главы ОАО «Концерн «Ростекстиль») установило контроль над Реутовской мануфактурой, а в 2006 году получило свидетельство на право владения приличным участком земли в 70 гектаров под строениями предприятия. У Прокуратуры Московской области возникли вполне обоснованные сомнения по поводу цены выкупа данного участка. Зампрокурора МО обратился в Арбитражный суд с иском к специализированному государственному учреждению при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» и ООО «Меркурий » о признании недействительным в силу ничтожности договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность ООО «Меркурий », и применении последствий недействительности сделки с обязанием возврата каждой из сторон договора полученного по нему.

Дело все в том, что при первоначальной оценке выкупаемой земли, исходя из сведений о ставке земельного налога на начало 2005 года (справка МРИ ФНС РФ №20 по Московской области от 9.12.2005 года) цена выкупа земельного участка составляла 27 930 131 руб. 90 коп. В свидетельстве же на право собственности фигурирует трехкратно уменьшенная сумма – всего 9 миллионов рублей. Кто и каким образом смог внести в стоимость расчета недействующие на момент покупки коэффициенты, а, главное, куда пропали 18 миллионов бюджетных рублей, сэкономленных “Меркурий ” при покупке этих гектаров? Ответ на эти вопросы должен был дать Арбитражный суд. И в июле 2008 года он действительно это сделал, однако, как оказалось, не в пользу государства, а согласившись с доводами генерального директора «Меркурий » Фомина. Но апелляционная и кассационная инстанции отменили это решение. Казалось, прокуратура выиграла. Но дело было принято на рассмотрение Президиума ВАС, заседание которого и состоялось на прошлой неделе.
Докладчиком по делу выступила судья Осипова, которая рассудила, что у “Меркурия ” были все права выкупить земли мануфактуры по той цене, по которой они были выкуплены. Она сослалась на тот факт, что судами не были учтены факты внесения изменений и дополнений в установление ставок земельного налога на февраль 2005 года, а также то, что заявление от ООО “Меркурий ” о приобретении земельного участка было подано в августе 2005 года, а договор купли-продажи был заключен лишь в ноябре 2006 года.

Затем выступил представитель истца, вернее – представитель заместителя прокурора Московской области, советник юстиции из Генеральной прокуратуры. Свое выступление она начала с детального перечисления всего того, что было написано в толстенной пачке документов, которую она внимательно изучала в течение 1,5 часов перед началом заседания.

Прокурор, не отрываясь от листов бумаги, в подробностях поведала 13 судьям обо всех “злодеяниях” чиновников местной Администрации, занизивших выкупной коэффициент на момент сделки, и господах Фоминых из ООО “Меркурий ”. Однако, когда кто-то из судей спросил: “Почему в одном суде ваше ведомство добивалось отмены нормативно-правового акта, а сейчас вы же на него снова и ссылаетесь”, прокурор сняла очки и призадумалась. В итоге после непродолжительной паузы она сказала, что-то типа: “ну, они не только ссылаются на ранее оспариваемый ими же акт, но еще и на другие законы и акты. Как бы”. После окончания прокурорского выступления кем-то из судей был задан вопрос: «Когда, по Вашему мнению, местные чиновники должны были установить новую выкупную цену за единицу продаваемой земли на следующий год?», прокурор ответила: «Я считаю, что она должна была быть установлена до начала Нового года» (в то время как спор шел о том, что чиновники установили новые действующие ставки лишь в январе с расчетом начала их действия с февраля месяца, чего не имели права делать – прим. авт.). Тогда судьи громко сказали: «СПА-СИ-БО!», а прокурор так и не поняла, видимо, что же произошло.

Слово взял представитель третьей стороны – ООО «Роскон» - О.И. Точка долго и эмоционально выступал, жестикулируя руками, словно в прошлой жизни работал оратором, и даже будил задремавших судей своими переливами в голосе. По времени, отведенном каждому из участников процесса (а это порядка 10 минут каждой стороне), Точка явно «переплюнул» всех выступающих, даже получил легкое замечание от Председателя Антона Иванова. И все бы было убедительно, но кто-то из коварных судей задал во всеуслышанье фатальный вопрос: «А какой Ваш-то здесь интерес?», и Точка ответил – правдиво и искренне, развенчав тем самым миф присутствующих о бескорыстии своего выступления и заявленного им процессуального статуса: третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований...

Без пяти минут в полдень Иванов попросил все стороны покинуть зал для обсуждения решения Президиумом ВАС. А в 12:05 он уже огласил вердикт – решение аппеляционной и кассационной инстанции отменить, оставить в силе первое решение Арбитражного суда. Прокуратура проиграла. Выиграла ли российская казна и справедливость (по принципу экономического равенства)? Ведь многие бизнесмены в Подмосковье покупали землю в том же 2005 году вовсе не по заниженным ставкам, как это удалось сделать ООО «Меркурий »... Как бы оно ни было, данное судебное решение окончательное, оно приняло форму закона. Dura lex, однако...