ЗА СЛОВА НАДО ОТВЕЧАТЬ

На модерации Отложенный

Можно было назвать эту статью монументально. Типа: «Патриотизм подлинный и лживый», «Патриотизм войны и мира» и т.д. Но нравоучительно-советское громыханье меня не вдохновляет. Поэтому вот такое название.
Кстати, название относится, прежде всего, ко мне самому.
У меня во «Взгляде» была статья, где я доказывал, что «войны не будет». Блестящий пример успешного политологического прогноза! Ну что ж – надо и ответить за базар.
Дело в том, что я в своем анализе исходил из презумпции здравого смысла у всех политиков. «Теория не вправе ставить предел дерзанию», говорил генерал Клаузевиц. Предел маразму она тоже не вправе ставить.
Предвидеть, что г-н президент Саакашвили начнет бомбить Цхинвали, было очень трудно – если считать, что у него с головой все в порядке. (Почему я так думал о Саакашвили? А черт его знает… Вот это – моя, видимо, грубая профессиональная ошибка, каюсь). Дело не в гуманизме – не будем читать мораль политикам. Что людей убивать нехорошо, люди и так знают, а политики (и по крайней мере, отнюдь не один Саакашвили!) никогда не узнают.
Но какой же РАСЧЕТ лезть с кулаками на российскую армию?!
Или этот… ну, как его назвать?… думал, что русские съедят и добавки попросят? Мол, он громит Цхинвали, погибают граждане России, стреляют в русских военных, а Россия будет… Будет – что, собственно? Подставлять другую щеку? Или медведь, поджав хвост, сбежит от витязя в тигровой шкуре?
Если Саакашвили так думал, он, конечно, большой оригинал. Если же он ДУМАЛ иначе, то хотелось бы знать – как именно? Но, боюсь, эту тайну мы не узнаем ни от кого и никогда.
Но как бы то ни было, случилось то, что случилось.
Теперь вопрос – что будет дальше?
И вот здесь я хотел бы обратить внимание читателей на несколько разных (хотя и взаимосвязанных) сюжетов.
Есть официальная позиция РФ – президента, Путина, иных руководителей. Она такова: войны с Грузией Россия не ведет. Есть «принуждение к миру». Весьма корректная и острожная формулировка. Но, к тому же, еще и ТОЧНАЯ.
Точная, по той простой причине, что России ВОЙНА НЕ НУЖНА. Какой бы уж там не был Саакашвили, но, слава Богу, руководителей России в отсутствии здравого смысла и разума подозревать нет причин.
А с точки зрения здравого смысла России война не просто не нужна. Она для России АБСОЛЮТНО вредна.
То есть цену-то за нее пришлось бы заплатить громадную. А выигрыш от «победы» равнялся бы не нулю, а огромной отрицательной величине. Цена победы известна – десятки (может, сотни) убитых солдат. Но далеко не только это.
Главная проблема – в международном праве.
У нас в обществе совершенно по-детски смотрят на войну, с позиций старого доброго XIX века. «Погоня! Какой сюжет обходится без нее? Один – бежит, другой – догоняет».
Так и было тысячелетиями. Кто смел – тот и съел, кто палку взял – тот и капрал, двое дерутся – третий не мешай.
Большинство нашего народа уверено, что оно и сейчас ровно так. В качестве примера всегда с ненавистью и уважением называют США: вот они, ни с кем, на фиг, не считаются, мочат кого хотят в сортире, попробуй тронь и т.д. Нам учиться у них надо (хотя мы же их за это же и осуждаем. Ну, это ладно – обычная непоследовательность людей).
Детский сад, да и только – перевернул ведерко с бомбами на голову обидчика.
А в жизни-то все не так. Из детсадовского возраста Человечество кое-как выползает.
Да, без всяких санкций международного сообщества США орудовали во Вьетнаме, СССР в Афганистане. Но в последние добрых 20 лет такие номера не проходят.
И в Ираке и в Сербии – вопреки святому убеждению нашего общества – у США и НАТО были вагоны бумажных обоснований. Тут вам и резолюции ООН и ЕС и т.д. и т.п. По каждой из этих резолюций можно до хрипоты спорить (чем и занимаются) – как их расширительно толковали США, как они добилось их принятия и т.д. Но факт тот, что резолюции международных организаций – БЫЛИ. Были они и по Косово – годами там ковырялись сотни эмиссаров ЕС, ОБСЕ и т.д. А не так просто «взяли – и признали, назло Сербии и России».
А у России за спиной никаких международных санкций на применение силы против Грузии – нет. Как нет и никаких решений никаких международных организаций о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.
И это – совсем не пустой вопрос.
Или мы действуем в рамках международного права, легитимно – или вне этих рамок, «по беспределу». Разница, честно говоря, немаловажная! И руководство России эту разницу отлично понимает. А общество – нет. Просто не видит в упор. А не видит потому, что никто не объясняет. Объясняют же совсем-совсем другое – и про лицемерие Запада и про бессилие ООН (а когда надо сами же ссылаемся на авторитет ООН) и про подлость Саакашвили.
И это все, кстати, правда. И про подлость. И про лицемерие – США, например, как правило, умеют, хоть и с огромными усилиями, выкрутить руки международным организациям (правда, далеко не всегда!). И про бессилие – например, когда Россия обратилась в СБ ООН никакого решения по Осетии там не приняли, тянули время, а людей-то убивают, вот России и пришлось самой действовать.
Но как бы не был лицемерен Запад (и не только Запад, честно говоря, ВСЕ политики лицемерны по профессии), как бы не была слаба ООН, но – лучше лицемерное право, чем откровенное бесправие.
Сегодня для России границы легитимности = границы международного права = границы здравого смысла = административные границы Южной Осетии. Выйти за эти границы значит – попасть в ЛОВУШКУ. Нет, не в военный «котел», а в «котел» политический и правовой.

Это – то, что как раз нужно Саакашвили. Если есть у него какой-то «стратегический план», то ровно такой: втянуть РФ в войну на территории Грузии! Войну, в которой Россию никто не поддержит (может быть, кроме Венесуэлы, Белоруссии и т.д.), Запад осудит, а Восток (мусульманский мир, Китай, Индия) в лучшем случае отмолчатся.
А «осуждение» со стороны Запада, которое, конечно, многих в нашей стране только «заведет» и раззадорит – совсем не просто «слова, слова, слова…».
Нет, конечно, «воевать за Грузию» никто с ракетно-ядерной Россией не станет. Да и зачем? Есть много других радостей жизни – исключение из «восьмерки», недопущение в ВТО, вывод капиталов из России, понижение кредитного рейтинга страны… Для обычного человека – пустые слова, мелочи. Но последующий финансово-экономический кризис – вещь уже куда более ощутимая. Одни из нас горячо сочувствуют Ирану, другие осуждают Иран, но, думаю, и те и другие не хотели бы оказаться в положении Ирана – страны торгующей нефтью (это – пожалуйста!), но под дамокловым мечом санкций, страны, объявленной «государством-изгоем». Можно презрительно сказать: «А судьи кто? Да плевали мы! Сами вы – изгои!».
СКАЗАТЬ можно все. Но мир так устроен, что мы куда меньше можем повлиять на экономику, финансы, технологии Запада, чем Запад – на наши. И если какое-то наше агентство понизит кредитный рейтинг США для них это будет, боюсь, менее важно, чем если западные агентства понизят кредитный рейтинг России…
Словом, нам есть что терять, кроме своих цепей.
А вот приобрести нам в Грузии – ну, абсолютно нечего.
Саакашвили рассказывает, что Россия мечтает уничтожить и захватать Грузию, чтобы контролировать нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Это – бред. Влезать еще и в свару за нефтепровод, за нефть каспийского региона, окончательно перейти в XXI веке к силовой геополитике XIX века, вступить в острейшие конфликты и с Европой, и с Азербайджаном и с Ираном (у которого совсем другие представления о том, кто главный в каспийском регионе…), а потенциально – со всем арабским миром. Только злейший враг бы это пожелал России. Вот Саакашвили и желает!
Впрочем, что ж это я ломлюсь в открытую дверь?
Еще раз: президент РФ четко заявил, что единственная цель России – «принуждение к миру». Никаких «захватнических планов» в отношении Грузии нет. Мы за НЕМЕДЛЕННОЕ прекращение боевых действий.
Так с кем я, собственно, долго спорю, убеждая, что 2 2=4, а России нужны не «грузинские колонии», не «восстановление Империи», а спокойствие на ее границах для мирной работы ВНУТРИ страны?
А спорю я с политиками (Жириновский), с журналистами (Дугин), с профессиональными патриотами, которые сегодня БЕЗРАЗДЕЛЬНО господствуют в наших СМИ.
Эти ребята а) разжигают общественное мнение «покажем гадам! Пусть помнят, пусть знают!», «шапками закидаем!» б) пихают под руку Кремль – «не останавливаться! Запад – трусы, Грузия – гиена, вперед и только вперед!», «отмстим неразумным хазарам!».
Так образуются острые, слишком острые ножницы между опьяненным общественным мнением – и официально-сдержанной точкой зрения. Ножницы, в которые Россия рискует просунуть свой палец и сама его себе отхватить. На радость г-дам Саакашвили, Жириновскому и Ко, каковы бы не были мотивы каждого. Корысть-то у них разная, да вся – за счет России.

Дурацкое дело недолгое. Зарабатывать популярность, закатывая истерики, заражая своим «патриотическим бешенством» так же легко, как легко в театре привлечь к себе внимание, крикнув «пожар!». Тут голоса и слуха не нужно …
Я не знаю, почему ТВ дает трибуну этим и только этим молодцам. Да, это популярно. Крайние точки зрения всегда популярны, «военно-патриотические эфирные игры» хоть не включены в программу Олимпиады (участники не пройдут допинг-контроль), но пользуются не меньшей популярностью, чем сама Олимпиада.
Но я бы напомнил Толстого. «Вы считаете, что война необходима? Прекрасно. Кто проповедует войну – в особый, передовой легион, и на штурм, в атаку, впереди всех!… А коли побегут, так сзади картечью или казаков с плетьми поставить». В общем – за базар (тем более – за кровавый базар, к которому вы призываете) надо отвечать. А то больно все храбрые …
В августе 1914 года, глядя на толпы в Берлине, Париже, Петербурге, которые «в едином порыве» рвались на заклание, требовали, чтобы их и их сыновей поскорее уничтожили, Эйнштейн поставил диагноз «У Европы ампутировали головной мозг».
Конечно, ничего подобного сейчас у нас нет. Но НЕ НАДО РАЗЖИГАТЬ! Особенно – за деньги, за рейтинг, за популярность …
В машине общества нужен газ и тормоз.
Правительство приняло спокойную, адекватную позицию. И нужны не только силы, которые будут толкать его под руку, подначивать «а что, слабо?!», но и разумные люди, которые помнят, что за базар надо платить.
России необходимо не изобретать планы мести «неразумным хазарам», а силой добиться мира на своих южных границах, сделать проблему Южной Осетии и Абхазии предметом международного рассмотрения, показать себя всему миру как спокойную, сильную страну, не позволяющую себя обижать, и уважающую международное право.
Грань между «принуждением к миру» и войной очень тонкая, почти условная. Как административная граница Осетии. Но если ее перейти, то дороги назад можно и не найти.